В момент, когда Никита Михалков готовится показать в Каннах своих «Утомленных солнцем-2» около ста известных российских режиссеров, критиков, сценаристов и документалистов демонстративно покинули Союз кинематографистов России, выразив открытый протест его председателю, Никите Михалкову.
На сайте Вертов.ру было опубликовано открытое письмо под заголовком «Нам не нравится!». Его авторы высказывают в адрес Михалкова серьезные упреки.
«Нам не нравится тоталитарный стиль руководства нашим Союзом, когда один человек назначает на все выборные места угодных себе людей, с которыми затем принимает ключевые решения на выездных сессиях при закрытых дверях, куда нас не пускают и где нашим мнением не интересуются. ... Нам не нравится маниакальный поиск внутреннего врага и изгнание непокорных. А главное - нам не нравится, что вольная дискуссия, столкновение взглядов, дух свободы и демократии давно покинули стены нашего Союза, а вместо них насаждаются единомыслие, казенный патриотизм и холуйство».
Говорится в письме, которое подписали, в частности, Александр Сокуров, Эльдар Рязанов, Николай Хомерики, отец и сын Германы, кинокритик Андрей Плахов. Всего - 95 человек. Чего они хотят? Об этом мы беседуем с главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем, чья подпись также стоит под обращением.
Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино":
"Вся история будет по-настоящему в сентябре. Будет создана новая концепция, новая модель. Задача ее — защитить отечественное кино, пригласить всех участников кинопроцесса, чего никогда не делается. Все сейчас замерли: разрешит ли правительство зарегистрировать эту организацию? И это будет пробный камень. Если разрешит, то Союз этот сможет много чего сделать. Или все замрут в сентябре, даст приказ Министерство юстиции - «нет». Также как Михалков выиграл все суды, в которых он принимал участие. Это также как судиться в городе Москва с господином Лужковым".
Как объяснил Даниил Дондурей, 95 кинематографистов, вышедших из состава нынешнего Союза Кинематографистов и выразившие протест Никите Михалкову, собираются создать этой осенью альтернативный творческий союз.
Письмо протеста поддержал и директор московского Музея кино, признанный во всем мире специалист по творчеству Эйзенштейна, Наум Клейман. Почему он решил поставить свою подпись под этим текстом?
Наум Клейман, директор Музея кино:
"Для меня было важно прежде всего не согласиться с теми методами, которые избрал Никита Михалков, который фактически устроил путч в Союзе кинематографистов. И так же как мы не могли согласиться с путчем, который пытался реставрировать старые порядки, так же нельзя согласиться с путчем, который пытается насадить новые порядки в Союзе кинематографистов. Это абсолютно противозаконно, это нарушает не только устав Союза кинематографистов, но и нарушает целый ряд законов Российской Федерации. Иначе выразить свой протест против Михалкова, которого, к несчастью, поддержали правоохранительные органы, было невозможно".
Вместе с известнейшими представителями российского кино старшего поколения из состава Союза кинематографистов вышли и авторы молодого российского независимого кино. Что подвигло и молодежь, и стариков, выступить с таким решительным шагом? Видимо, степень неприятия происходящего достигла предела. Говорит режиссер-документалист Евгений Цымбал.
Евгений Цымбал, кинорежиссер:
"Я вступал в Союз 22 года тому назад. Это был Союз Элема Климова. Это был Союз, который шел в авангарде демократических преобразований нашего общества. Мне тот Союз был чрезвычайно дорог, и участие в нем было для меня честью. Сейчас нечто совершенно иное. Никита Сергеевич вообще чрезвычайно ревностно относится ко всему, что не контролируется им или не подчиняется ему лично. Он ведет себя по отношению к тем, кто с ним не согласен, как слон в посудной лавке".
Отметим, что эхо событий вокруг российского Союза кинематографистов, который покидают сейчас его лучшие представители, докатилось и до Франции. Об этом писали и сообщали радиостанция Франс Инфо, газеты «Фигаро», «Либерасьон», журнал «Телерама».
Правда, кинокритик «Телерама» предполагал, что, возможно, эта «полемика привлечет большее внимание к каннскому фильму Михалкова», на что его противники, вероятно, не рассчитывали.
Но возможно и другое: именно из-за присутствия Н.Михалкова в Каннах к жесту российских кинематографистов будет привлечено внимание их коллег во всем мире. А журналисты в Каннах зададут ему неудобные вопросы...