Православный храм с разноцветными куполами и позолоченный свод, символизирующий рай … Такая картина больше характерна для Красной площади в Москве. В центре Парижа, в двух шагах от Эйфелевой башни подобный ансамбль представляется довольно неожиданным. И, однако, посол Российской Федерации во Франции Александр Орлов объявил в пятницу международный архитектурный конкурс на строительство духовного и культурного православного центра на набережной Бранли (7-й округ), невдалеке от музея с аналогичным названием. «Это уникальный проект, как по месторасположению, так и по замыслу, - подчеркивает дипломат в беседе с Journal Du Dimanche. - Не каждый день на набережной Сены ведется строительство, а тем более – религиозного центра!» Проект имеет большую символическую ценность.
В январе прошлого года российское государство приобрело за 70 миллионов евро офис Météo France, выставленный на продажу министерством финансов Франции. Россия обогнала Саудовскую Аравию и Канаду, которые тоже претендовали на этот участок площадью 4245 квадратных метров. Идея строительства православного храма обрела очертания на самом высшем уровне - между Николя Саркози и Дмитрием Медведевым. «Елисейский дворец одобряет замысел и очень заинтересован нашим проектом, – говорит посол. – Во Францию для встречи с Саркози приехал патриарх. Президент дал согласие на строительство церкви в Париже. По чистой случайности или по закономерности французское правительство в скором времени выставило здание на продажу. А потом Россия сделала лучшее предложение», - резюмирует Орлов.
Посол ждет «золотых куполов»
Помимо «места для молитвы» проект предусматривает строительство духовной семинарии, которая будет выпускать православных священников, а также открытый для публики парк «с большим количеством деревьев» и многопрофильный культурный центр. Он будет заниматься продвижением «русской культуры» за рубежом посредством конференции, выставок, показов фильмов. В здании, построенном вместо нынешнего, которое стоит с 1948 года, будут зал для приема, учебные классы, библиотека, а также кафе и апартаменты. Поэтому объявлен архитектурный конкурс, имена участников конкурса разглашаться не будут, чтобы не «ограничиться несколькими всемирно известными фамилиями».
Желающие принять участие должны представить эскизы жюри, состоящему из 15 человек. «Церковь должна быть возведена в соответствии с православными канонами, ее высота не должна превышать 27 метров. Вместительность – 500-600 человек», - уточняет Орлов. Он надеется, что «золотые купола будут». На первом этапе будут отобраны десять проектов. Победитель будет назван 6 марта 2011 года. Работы начнутся в январе 2012 года, поскольку метеослужба Météo France останется в здании до конца 2011 года. Конкурс организовала французская компания, специализирующаяся в области недвижимости, Nexity.
Бюджет? «Порядка 20-30 миллионов евро», - оценивает посол. - Все будет зависеть от предложений архитекторов. Если они будут какими-то особенными, бюджет будет увеличен». Комплекс должен финансироваться целиком за счет «русских меценатов», которые известны своей «щедростью». Ни французское государство, ни администрация Парижа в проект инвестировать не будут. Россия довольна уже тем, что приобрела участок и передала его религиозным организациям, поскольку российская конституция запрещает правительству финансировать строительство церквей. «Мы живем в светском государстве, - уверяет Александр Орлов. – Но церковь в сердцах россиян занимает гораздо больше места, чем в сердцах французов. Для нашей национальной идентичности это фундаментальный элемент».
Старые шпионские козни
Зачем же возводить подобное религиозное сооружение в Париже? «Российская община Франции постоянно растет. Сюда входят и потомки российских эмигрантов 1920-х годов, и многочисленные студенты – сейчас насчитывается несколько десятков тысяч россиян только лишь в Париже и пригородах», - констатирует Орлов. «Место с сильным символическим значением» просто необходимо, чтобы подчеркнуть важность, отметить возобновление влияния России на Европу. Посол предпочитает «влиянию» слово «присутствие». «Это символ крепкой дружбы между нашими двумя странами, народами», - говорит он. Последний жест в честь франко-российской дружбы был сделан в 1900 году: был построен мост Александра III (pont Alexandre-III).
Французские спецслужбы продолжают беспокоиться из-за появления подобного ансамбля поблизости от Елисейского дворца. «Старая фобия», - смеется Александр Орлов. «Когда Путин прибыл на открытие выставки в Гран-Пале 11 июня вместе с Франсуа Фийоном, то сказал ему: «Если вы боитесь чего-то подобного, обещаю, что вам дадут список людей, которые будут здесь работать, все будет полностью прозрачно», - вспоминает Орлов. «Сегодня мы делимся секретами. Взять бы хотя бы сделку по вертолетоносцам «Мистраль» (флагман французского флота). Время изменилось. Уверяю вас, в центре Парижа шпионов не будет», - подытоживает посол.