«Что вообще за переполох в этой Франции?» Рустам Исмагилов, инженер «Газпрома», смотрит каждый вечер выпуск телевизионных новостей и не верит своим глазам: миллионы протестующих на улицах, стычки с правоохранительными силами и ключевая цифра, 62 года - будущий возраст выхода на пенсию во Франции, согласно недавно принятому законопроекту.
Всю последнюю неделю пенсионная реформа во Франции, новостями о которой переполнены французские СМИ, вызывает интерес в России. Во время экономического форума в Санкт-Петербурге в июне министр финансов Алексей Кудрин тоже говорил о необходимости подобной реформы. «Несмотря на снижение дефицита пенсионного фонда (который составит 1,8% ВВП в 2011 году), повышение возраста выхода на пенсию представляется неизбежным», - объяснял этот представитель правого либерального крыла правительства. Сейчас каждый пятый россиянин не работает, по меньшей мере, официально. К 2020 году в стране будет 112 активных трудоспособных граждан на 100 неактивных. В 2030 году эта пропорция уравняется. Вывод: мужчины должны уходить на пенсию в 62 года, а не в 60, как это происходит сейчас (женщины в 60, а не 55 лет), по мнению Кудрина. В стране, в которой средняя пенсия составляет 7700 рублей (примерно 180 евро), подобные проекты вызывают у населения беспокойство.
Разница психологии
За год до парламентских выборов – в победе на которых партия-гегемон Владимира Путина «Единая Россия», тем не менее, уверена – Кремль внимательно следит за действиями Елисейского дворца в области реформирования пенсионной системы. Подконтрольные государству телеканалы в свойственном им стиле транслируют сцены уличного насилия, чтобы тем самым показать, что Запад – синоним анархии. «Да, психология французов и россиян существенно различается», - шутит Рустам Исмагилов, намекая на пассивность, практически инертность российского общественного мнения.
И тем не менее: в течение многих месяцев либеральные реформы, проводимые правительством – особенно в области образования – вызывают скрытое раздражение среди населения, которое периодически выливается в региональные акции протеста, тотчас же подавляемые. Власть не решается брать на вооружение французский вариант решения проблемы, поскольку пытается избежать любой формы социальных протестов.
Противореча собственному министру финансов, Владимир Путин недавно объявил, что вопрос повышения возраста выхода на пенсию «даже не обсуждался». Во всяком случае, этого не произойдет раньше 2015 года – да и то, в самом лучшем случае. «Очевидно, что подобные проекты вызывают чрезвычайно негативную реакцию у населения», -- объясняет заместитель директора Института социальной политики Оксана Синявская. Пока что финансирование пенсий осуществляется благодаря повышению налоговой ставки на деятельность компании, указывают в правительстве. Другими словами, благодаря деньгам из карманов олигархов. Действие, которое в контексте выборов окажется заведомо выигрышным.