Последние несколько лет диалог Ватикана и Москвы идет вперед семимильными шагами.
Сейчас все взгляды в Ватикане устремлены на Москву, центр Русской православной церкви. Недели не проходит, чтобы в российской столице не появилась делегация католиков, что является символом приближения грядущей встречи Бенедикта XVI и патриарха Кирилла (скорее всего она состоится в 2012 году).
17 марта подходит к концу визит нового председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха (Kurt Koch). За время пребывания в Москве он провел встречу с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Илларионом, которого многие называют «вторым человеком» российского православия.
Тем не менее, сближение разделившихся почти тысячу лет назад церквей особенно заметно в первую очередь не в Москве, а Санкт-Петербурге. Культурная столица России, где вера вновь встает на ноги после 70 лет коммунистического гнета, становится местом воплощения смелых инициатив, которые продвигает новое поколение священников.
Некоторые видят здесь настоящую «лабораторию единства». Как, например, Гиацинт Дестивель (Hyacinthe Destivelle), молодой доминиканец и глава прихода храма Святой Екатерины Александрийской, выполненной в стиле барокко католической церкви на Невском проспекте.
«В Санкт-Петербурге существует давняя традиция религиозного многообразия, - рассказывает священник. - Контакты стали зарождаться еще в XIX веке и постепенно достигли такого размаха, что в 1917 году московский церковный собор задолго до католиков создал комиссию по объединению церквей». Подобный «авангардизм» прекрасно вписывается в архитектуру. С храмом Святой Екатерины соседствуют еще три собора, воплощающие в себе основные христианские традиции: православную, армянскую и лютеранскую.
«Экуменизм ГУЛАГа»
По сравнению с православными (100 миллионов верующих) католиков в России – ничтожное меньшинство (несколько сот тысяч). Тем не менее, у западной церкви существуют в стране долгие традиции, связанные с вхождением поляков в Российскую Империю, а затем и появлением итальянцев, немцев и французов, которые внесли немалый вклад в строительство государства.
И даже если эти не отношения всегда были безоблачными (вспомните о противостоянии поляков и русских), присутствие меньшинств всегда является фактором единения, считает отец Дестивель.
Тем более, что во времена коммунизма всех христиан ждала одна судьба. «Такая общая жертва сыграла немалую роль в объединении наших церквей», - анализирует он явление «экуменизма ГУЛАГа».
Это наследие находится в хороших руках. Доминиканцы намереваются переобустроить 1000 м² принадлежащего им склепа, чтобы создать уникальный в своем роде культурный центр с конференц-залом, музеем, кафе, библиотекой…
«Такое открытое для всех место будет способствовать расширению знаний восточных и западных христиан друг о друге», - уточняет отец Дестивель. Хотя подавляющее большинство представителей РПЦ относятся к диалогу с безразличием или даже враждебностью, среди них остается немало наследников таких великих людей, как убитый 20 назад Александр Мень или митрополит Никодим, который был основной фигурой русского экуменизма в 1950-1970-х годах прошлого века.
Проректор Петербургской духовной академии Владимир Хулап всеми силами стремится наставить на путь объединения 450 своих студентов и семинаристов. Недавно на семинаре в академии выступал священник собора Святого Иоанна. Кроме того, сами семинаристы также нередко бывают в Париже и Риме.
Устоявшаяся практика
Некоторые приходы также поддаются новым веяниям, «пусть даже этот вопрос и остается очень чувствительным», говорит протоиерей Александр Сорокин. Этого прямого и открытого человека нередко критикуют за широту взглядов.
Тем не менее, отступать он не собирается. «Единства, которое желал Христос, добиться так просто не удастся, нужно действовать с учетом наших культур и менталитетов», - говорит он, сожалея о консервативности официальных заявлений о «стратегическом альянсе», тогда как «наши общие ценности являются в первую очередь следствием нашей веры».
Молодой дьякон Алексей Волчков также решил поближе познакомиться с католицизмом, совершив поездку в Тэзе и Паре-ле-Моньяль: «Меня просто поразила эта церковь, которая наполнена радостью и юностью, в то время как у нас религиозная практика остается неизменной. Ваш опыт может быть очень полезным, так как через десять лет Россию ждет та же секуляризация, что произошла в Европе».
32-летняя Мария согласна с таким мнением: «Во время учебы во Франции я не могла не заметить живую веру католической семьи, в которой жила, тогда как в России многие называют себя православными и при этом не ходят в церковь».
Игнорирование католической церкви
Однако подобный энтузиазм разделяют далеко не все. Один католический священник русского происхождения досадует на «наивность» многих людей: «Удивительно, что РПЦ уделяет столько вниманию диалогу с Римом и одновременно с этим продолжает полностью игнорировать католическую церковь в России. Нашему епископу, который занимает свой пост уже четыре года, до сих пор не удалось встретиться с патриархом Кириллом, хотя папский нунций был у него уже несколько раз».
Возмущает его и недавний скандал вокруг католической церкви Святого Семейства, которую передали во владение Московскому патриархату. Поводов для напряженности в отношениях двух церквей все еще немало…
Как считает отец Дестивель, необходимо в срочном порядке развивать «личные дружеские связи»: братание приходов (Франции и Германии, говорит он, во многом удалось достичь примирения именно благодаря такой методике) и монастырей, гастроли церковных хоров, совместное паломничество…
«Теологического диалога явно недостаточно. Что касается встречи Кирилла и Бенедикта XVI, она без сомнения станет одновременно и отправным пунктом и завершающей точкой долгого процесса», - говорит он.