Рим – Для настоящих ценителей музыки слушать виртуозную игру на скрипке Страдивари или виолончели Гварнери - сродни райскому наслаждению, а пережить звучание десятка уникальных инструментов одновременно – невероятное событие.
Именно это произошло во вторник вечером в Риме, когда итальянский виртуоз Уто Уги (Uto Ughi), Юрий Башмет и другие исполнители играли произведения Моцарта, Паганини и Чайковского на уникальных музыкальных инструментах 16, 17 и 18 веков.
12 уникальных инструментов - семь скрипок, три альта и две виолончели - были взяты из Московского государственного центрального музея имени М.И. Глинки.
«У меня была мечта привести эти уникальные инструменты на родину, и она сбылась», - заявил Башмет присутствующей аудитории.
Сам вид инструментов на сцене римского Аудиториума Канчилиацьоне ввел в священный трепет многих присутствовавших на концерте.
Пять инструментов были изготовлены семьей Страдивари, два – семьей Гварнери, один – семьей Амати, остальные - частными мастерами. Большинство было изготовлено на севере Италии, в городе Кремона, одно название которого является синонимом идеальных по звучанию скрипок и виолончелей.
«Привести данные инструменты из России в Италию стало прекрасной инициативой», - отметил Уги.
67-летний Уги и 58-летний Башмет солировали вместе с камерным ансамблем «Солисты Москвы» под руководством музыканта и дирижера Башмета. Ансамбль был организован в 1992 году.
Уги заявил, что есть что-то "иррациональное" и "загадочное" в звучании этих уникальных скрипок. «Несмотря на то, что технологии достигли неимоверного уровня, до сих пор не получается воссоздать такого звучания, как у этих инструментов», - добавил он.
Существует теория, что Страдивари и Гварнери, ученики Амати, вымачивали дерево для инструментов в богатой минералами соленой воде. Существует и другая версия, согласно которой члены семей скрипичных мастеров из Кремоны нарочно подделали инструкции по изготовлению скрипок, чтобы запутать потенциальных подражателей и сохранить секреты мастерства.
«В этом есть что-то невероятно таинственное», - добавил Уги.
Менее таинственной является цена на данные инструменты. Некоторые из них достигают нескольких миллионов долларов, что означает, что общаястоимость находившихся на сцене инструментов переваливала за десять миллионов долларов.
Состоявшийся во вторник концерт спонсировался Газпромом и был «пред-премьерным», в преддверии мирового турне ансамбля «Солисты Москвы», который начнется в следующем году.
Ну а пока инструменты ценностью в миллионы долларов вернутся под стекло в московский музей.