На каком этапе находится строительство трассы Москва – Санкт-Петербруг, в чем заключаются главные цели, каковы шансы остановить этот очередной акт массового уничтожения окружающей среды? Мы задали все эти вопросы Карин Клеман, француженке, которая уже 10 лет преподает социологию в Москве и возглавляет Институт «Коллективное действие» (ИКД) (…)
A l'encontre: В чем заключается проект строительства автомагистрали, кто его заказчики и кому он выгоден?
Карин Клеман: Речь идет о разработанном в 2004 году проекте строительства платной автомагистрали, которая должна связать две российские столицы, Москву и Санкт-Петербург. Ответственность за проведение работ лежит на Министерстве транспорта (через Федеральное дорожное агентство «Росавтодор»). В конце 2008 года тендер на осуществление работ достался консорциуму «Северо-Западная концессионная компания», в числе основателей которой находятся фирма «Н-Транс» (зарегистрирована на Кипре и, как считается, пользуется покровительством нынешнего министра транспорта Игоря Левитина), с одной стороны, и французская компания Vinci - с другой.
Таким образом, Vinci Concessions удалось заполучить контракт на сумму 1,5 миллиарда евро на строительство первого 43-километрового отрезка платной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург.
Когда в конце 2010 года конфликт защитников леса и лоббистов автомагистрали достиг своего апогея, в число основателей СЗКК вошел один из приближенных Владимира Путина Аркадий Ротенберг.
В 2005 году мер Химок Владимир Стрельченко дал согласие на строительство и заявил, что население с ним согласно (в российском законодательстве предусмотрено открытое обсуждение таких вопросов с жителями, если намеченные работы затрагивают их интересы). На самом деле людей даже не поставили в известность, и им стало известно о проекте только с началом работ летом 2007 года. (…)
Окончательно зеленый свет вырубке леса дало правительство: в ноябре 2009 года оно выпустило постановление за подписью Владимира Путина, которое превратило 145 гектаров заповедного Химкинского леса в земли транспортного назначения. (…)
- Какая роль отводится непосредственно Vinci, о каких людях конкретно идет речь и как им удалось заполучить этот контракт?
У меня нет подробной информации по этому вопросу. Единственное, что я могу сказать, это то, что сделка выглядит очень заманчивой, тем более, что в ней заинтересованы высокопоставленные представители российской власти. Кроме того, возможности для «дополнительных» прибылей здесь также выглядят очень значительными.
Официально в Vinci отрицают свою ответственность за начатый летом 2010 года варварский выруб леса, который экологи называют незаконным. Тем не менее, насколько я знаю, представители компании так и не согласились встретиться с недовольными прокладкой автомагистрали жителями Химок, несмотря на все их многочисленные просьбы (и акции протеста перед ее московским офисом).
- Протестное движение выглядит многочисленным и упорным. В него входят жители Москвы и Химок, экологи, кто еще? И как можно объяснить подобную мобилизацию населения? В стране существует много подобных протестных движений, или же оно является единственным в своем роде?
- В действительности это движение нельзя назвать таким уж массовым. По крайней мере, в меньшей степени, чем другие движения, как, например, протесты пенсионеров в начале 2005 года (в течение нескольких недель полмиллиона человек вышли на улицы, чтобы потребовать сохранения своих социальных льгот), жителей Калининграда в начале 2010 года (почти 15 000 горожан добивались отставки губернатора региона) или же выступление населения Санкт-Петербурга против строительства башни «Газпрома».
Особенность сражения за Химкинский лес заключается в том, что оно получило широкое освещение в СМИ: этот вопрос, без сомнения, вызывает определенные опасения у некоторого числа московских журналистов и почти лишен политического подтекста. (…).
Еще одной важной чертой борьбы за лес можно считать его символическое значение: битву за Химки проиграть нельзя, иначе все другие гражданские инициативы могут быть раздавлены финансово-политическим лобби. Таким образом, борьба Евгении Чириковой получила очень широкую поддержку со стороны самых разнообразных организаций и объединений.
Кроме того, ключевым фактором внимания СМИ и симпатии к движению со стороны общественности является также личность и харизма этой молодой женщины. (…)
Еще один важный момент: в рядах движения уже есть жертвы. В ноябре 2008 года местный журналист и активист Михаил Бекетов поплатился за борьбу против проекта автомагистрали и коррупции мэрии: его жестоко избили после того, как тот сделал несколько неприятных для определенных лиц разоблачений. Ему удалось выжить, однако он получил тяжелейшие травмы, а подробности нападения, к которому, как считают члены движения в защиту Химкинского леса, приложил руку мэр города, так и не были прояснены. (…)
Борьба за Химкинский лес также привела к созданию нового, пусть и менее символического альянса гражданских организаций, радикальных молодежных движений, интеллектуалов, артистов и музыкантов, неправительственных организаций (в том числе и международных, таких как Greenpeace и WWF), оппозиционных политических объединений и части политического истеблишмента. Все они выступают против «произвола и коррупции власти», которая отвечает на мобилизацию населения насилием и репрессиями. (…)
- Протестующим удалось добиться того, что президент Медведев приостановил работы. Даже у нас сложно себе представить, что глава государства способен уделить такое внимание протесту против автодорожного проекта. Как это объяснить?
- Глава государства Путин дал старт этому проекту, а глава государства Медведев его приостановил. Мне кажется вполне логичным, что решение было принято на этом уровне. Тем более, что все подчиненные независимо от занимаемой должности не посмели бы взять на себя подобную инициативу без согласия президента.
Здесь также стоит добавить, что Медведев стремится создать себе образ обеспокоенного проблемами демократизации президента и защитника гражданского общества. Для того, чтобы социальные движения воспринимали его заявления всерьез, ему нужно посылать им мощные сигналы. Химки не единственный пример в своем роде: вспомните хотя бы о его решении положить конец проекту строительства так называемой башни «Газпрома» в Санкт-Петербурге. Некоторое время назад он также отстранил от должности губернатора Калининградской области. Опять-таки после массового выступления жителей.
В вопросе Химок Медведев явно хотел сделать приятный жест в адрес гражданского общества, однако лоббирование и стремление угодить предпринимателям (в частности западным) в итоге все же взяли верх. (…)
- Сейчас защитники химкинского леса взывают к международной поддержке. Чего они ожидают? И что вы об этом думаете?
- С учетом того, что посредством французской компании Vinci в деле оказались замешаны иностранные инвесторы, попытка надавить на Vinci выглядит вполне логичной. Местные активисты пытаются добиться этого не только с помощью международной кампании, но и посредством акций в Москве. Мне кажется, что по крайней мере французское общественное мнение могло бы убедить Vinci хотя бы начать диалог с защитниками леса.
С другой стороны, Медведев известен тем, что внимательно относится к мнению иностранных и прежде всего западных инвесторов и стремится поддержать свой имидж демократа среди международной общественности. Вот вам и еще один аргумент для призыва к международной поддержке.