Если бы российские учительницы представляли из себя армию, то Марина Полисар, заместитель директора московской средней школы №1252, была бы генералом Генеральном штаба, причем таким генералом, которого любят войска.
Она посвятила свою жизнь испанскому языку, и говорить о преподавании этой дисциплины в России невозможно, не назвав имя это женщины, страстно влюбленной в свое дело, способной научить не только языку, но также привить любознательность и уважение к другим культурам.
Полисар только что провела занятия с группой школьников, которые показали великолепный уровень владения испанским языком. Она вела урок прямо у себя в кабинете, украшенном гербом этой спецшколы, на котором изображена буква Ñ, считающаяся самым характерным символом испанского языка, а также лозунгом на испанском: «Кто хочет, тот добьется».
Школьная столовая оформлена в духе традиционного испанского погребка. В глубине стоит испанский буфет, стол накрыт скатертью, на которой изображены овощи. В отделе самообслуживания кассирша скрепя сердце берет с нас деньги за два комплексных обеда. Салат и суп удовлетворяют даже самым требовательным вкусам. Полисар соблюдает диету, поэтому вместо печени по-строгановски (характерное блюдо русской кухни) она накладывает себе вареную рыбу, принесенную из дома.
«Я начала изучать испанский язык в 110-й школе, открытой в 1962 году в связи с тем интересом, который пробудила к изучению испанского языка в СССР победа кубинской революции», говорит она. В 1973 году открылась школа №1252, носящая имя Мигеля де Сервантеса, и Марину пригласили работать там, хотя ее отец, научный сотрудник одного из режимных исследовательских институтов, хотел, чтобы она занялась научной работой.
За 38 лет трудового стажа она преподавала язык нескольким поколениями москвичей. Марина предпочитает быть «душой», а не директором школы. От этой должности она отказалась, чтобы не увязнуть в бюрократии.
Полисар удалось добиться привилегированного статуса для испанского языка в системе образования Северного административного округа Москвы, где проживает около двух миллионов человек и уже действуют восемь средних школ с углубленным изучением испанского языка.
Северный административный округ начал обмены учащимися с мадридским районом Лас Росас (Las Rozas), где впервые в Испании русский язык впервые был введен в качестве факультативного предмета средней школы. Влияние Полисар распространилось и на Сибирь. «В этом году на государственный семинар преподавателей испанского языка приехали учителя из Тувы, Норильска и Читы», перечисляет она города, удаленные от Москвы на тысячи километров.
С нами за столом сидят еще несколько преподавательниц. В школе 750 учеников. В первых классах существуют три группы испанского языка, по 25 учеников в каждой. В России действуют пять школ, присваивающих звание бакалавра испанского языка, и 1252-я стала первой из них.
«Когда дети тебя любят, ты можешь добиться того, чтобы они выучили все, что ты захочешь», говорит Полисар, чья работа была отмечена Орденом за гражданские заслуги и (1992) и памятным знаком Изабеллы Кастильской (2005). В непростые для российских учителей времена она отказалась перейти работать в частную школу, где ее материальные условия были бы намного лучше, но где, как считает Полисар, она не увидела бы «блеска» в глазах своих учеников.
«Многие частные школы создавались для обслуживания обеспеченных, но ни к чему не стремящихся детей», говорит она. Сколько получает учитель? В Москве, благодаря муниципальным доплатам, около 30 тысяч рублей. Выйдя из столовой, мы видим школьников, которые угощают нас конфетами и дарят свои улыбки. Жажда учить и приобретать знания, эти прекрасные чувства, которые в настоящее время не слишком характерны для России, во всей полноте ощущаются здесь.