Правоохранительные органы не позволили представителям сексуальных меньшинств провести 28 мая акцию протеста в центре российской столицы. Несколько десятков человек были задержаны.
Гей-парад, в разрешении которого столичные власти отказали, должен был начаться в 13:00 в Александровском саду у стен Кремля. Накануне глава оргкомитета парада Николай Алексеев заявил, что участники акции придут к Могиле Неизвестного солдата, чтобы «выразить протест против фашизма, дискриминации и нетерпимости к секс-меньшинствам». Вторая акция должна была начаться через полчаса напротив здания мэрии, после чего активисты гей-движения планировали соединиться и провести парад. Но этот сценарий Николаю Алексееву и его сторонникам реализовать не удалось.
Полиция и ОМОН заблаговременно перекрыли металлическими ограждениями площадь перед Александровским садом так, что даже памятник маршалу Жукову остался вне зоны доступа туристов. Народ стал собираться ближе к 13.00 часам на углу у гостиницы Москва. Полиция явно подготовилась к любым неожиданностям. ОМОН начал проводить свои маневры заблаговременно. Выстроившись в шеренгу, люди в униформе стали волной оттеснять прохожих и журналистов от входа в Александровский сад в сторону метро. И вот тут-то начались задержания. Если кто-то из участников акции, а их невозможно было сразу опознать среди сотен граждан, пытался развернуть флаг или плакат, то на него тотчас набрасывались омоновцы и силком тащили к автозакам. Все это происходило под выкрики и улюлюканье бритологовых парней, которые называли себя патриотами и православными.
Вот как оценивает ситуацию, присутствовавший на Манежной площади правозащитник Александр Подрабинек:
– Здесь была целая контрдемонстрация Союза хоругвеносцев. Они были в своей черной форме, с серебряными позументами и всякой прочей ерундой. Полиция им помогала. Еще были какие-то молодые люди, довольно крепкие, в майках, шортах, тренировочных костюмах, которые очень жестко задерживали демонстрантов. Кто они, никто не знает. Я спросил у полковника милиции: почему разрешаете людям в штатском задерживать? Он ответил, что это, мол, люди возмущены действиями этих демонстрантов. От дальнейших вопросов он увернулся. Я думаю, что либо это сотрудники милиции, которые по каким-то причинам не одели форму, либо милиция вербует себе помощников из криминальной или полукриминальной среды.
Отдельные граждане подходили к полицейским и пытались понять, за что задерживают людей, которые ничего противоправного на Манежной площади не делали. Правозащитник Александр Подрабинек считает, что московским властям закон не писан:
– Этот жестокий полицейский разгон, который учинили московские власти, свидетельствует о полном нежелании соблюдать российское законодательство. Откровенное, наглое нарушение российских законов и конституции. Есть решение Страсбургского суда, вступившее в силу, о том, что массовые гей-парады не должны запрещаться, но власти это абсолютно игнорируют. Похоже, они готовы пожертвовать членством в Совете Европы для того, чтобы держаться своих предрассудков или, возможно, это такой способ консолидации нации на гомофобной основе.
Своей точкой зрения на ситуацию с Радио Свобода поделился организатор гей-парадов в Москве Николай Алексеев:
– Если кто-либо пострадает во время этого мероприятия, вся ответственность ляжет на московские власти, лично на мэра Сергея Собянина. И России придется отвечать уже не перед Европейским судом по правам человека, а перед Комитетом министров Совета Европы, который будет заседать в июне.
Задержания активистов гей-движения и их сторонников спустя полчаса продолжились и на Тверской площади, напротив здания мэрии Москвы, правда, уже без массового скопления людей.