Классический музыкальный конкурс, носящий имя композитора Чайковского, который получил широкую мировую известность после истории с присуждением первой премии юному Вану Клиберну, завершился скандалом, достойным ушедшей в прошлое эпохи холодной войны.
Первый приз в номинации «фортепиано» на этом престижном конкурсе, происходящем раз в четыре года, на этот раз получил российский исполнитель Даниил Трифонов; однако в номинации «скрипка» первое место судьи не дали никому, решив, что и российский музыкант, и израильский претендент заслуживают лишь второго места.
«Мы можем назвать 14-й Международный конкурс имени Чайковского» успешным, - сказал российский министр культуры Авдеев на церемонии вручения наград.
«Это большой праздник для всех любителей музыки».
Московская консерватория стала местом интриг с момента вручения главной награды молодому американскому пианисту Вану Клиберну в 1958 году – решения столь неожиданного, что для его утверждения потребовалось одобрение советского руководителя Никиты Хрущева.
Советская легенда гласит, что властитель спросил у дрожащего руководителя жюри конкурса, действительно ли Клиберн был лучшим. В ответ на его утвердительный кивок Хрущев угрюмо ответил: «Тогда дайте ему первую премию».
Уверенность Советского Союза в собственном культурном превосходстве была восстановлена на последующих конкурсах, где большую часть наград забирали местные звезды.
Трифонов родился в 1991 году в городе Центральной России, Нижнем Новгороде, учился в восстановленной Московской специальной музыкальной школе им. Гнесиных. Как указано в его личной биографии, он, помимо прочего, сочиняет музыку для фортепьяно и оркестра.
Награда в номинации «виолончель» присуждена гражданину Армении Нареку Ахназаряну, а в номинации "сольное пение" первое место заняли корейцы Сун Янг Сео (женщины) и Чжон Мин Парк (мужчины).
Однако церемонии вручения наград предшествовали две недели проведения конкурса, в ходе которых многие громкие имена были отвергнуты жюри, подвергшемуся критике не только музыкальных экспертов, но и основных правительственных газет.
«Почти во всех номинациях к третьему раунду из соревнования были исключены все яркие личности», - заявила ежедневная «Российская газета».
«По традиции решения жюри стали самой обсуждаемой темой конкурса».
Организаторы отвергли критику и с гордостью заявили, что это событие приобрело свое нынешнее значение лишь вследствие того, что сейчас впервые все выступления можно было смотреть онлайн. Предполагается, что заключительную церемонию онлайн будет смотреть миллион зрителей.
Некоторые критики полагают, что событие, может быть, значит для самой страны намного больше, чем для международного музыкального сообщества в целом.
«Конкурс Чайковского – это наше все. Это больше, чем простое состязание между музыкантами, больше, чем просто один из основных брендов советской культуры», - пишет музыкальный критик российской ежедневной газеты «Коммерсант» Дмитрий Ренанский на вебсайте Openspace.ru.
«В Советском Союзе конкурс Чайковского, хотя и подвергался контролю, был все же оазисом либерализма и свободомыслия. Где еще можно было открыто заявить, что иностранец оказался лучше советского гражданина?».
Однако критик сетует, что сегодняшнее жюри конкурса по-прежнему цепляется за романтические традиции, высоко ценимые в минувшие эпохи, отказываясь принять более современные интерпретации, вызывающие живой интерес на Западе.
«На конкурсе Чайковского всегда самую высокую оценку получал большой концертный стиль – помпезный, масштабный и прочный как железобетон». «В начале XXI века на передний план выходит совершенно иная эстетика».