Как и в Европе, в России с некоторым отставанием также набирает силу феномен богемной буржуазии.
Они отказываются от дорогой одежды и роскошных автомобилей, предпочитают рубленые избы, заботятся об экологии и проводят отпуск в российской глубинке. Обогатившись на пролившейся на Россию нефтяной манне и пресытившись последовавшим за падением коммунистического режима взлетом потребления, новое поколение образованных 30-40-летних людей пошло по пути поиска новых ценностей, который соответствуют ценностям прослойки «буржуа-богемы» (bourgeois-bohème, bobo по-французски) западноевропейского общества. Русские «бобо» начинают заниматься издательством, открывают недорогие, но претендующие на изысканность рестораны и созданные по западной схеме книжные магазины, где можно читать, сидя на полу и попивая кофе. Они любят ходить в символические места Москвы, такие как «Винзавод», «Гараж» или «Красный октябрь», бывшие промышленные объекты, которые были превращены в выставочные центры современного искусства.
Днем в бар
Проработав на прибыльном месте в банке в 1990-х годах, Вадим Титов затем отказался от делового костюма и вложил средства в издание книг для детей. Сегодня этот 36-летний выпускник Всероссийской академии внешней торговли возглавляет собственное небольшое издательство. Он говорит, что «доволен» своим решением, которое позволяет ему «достаточно зарабатывать, чтобы наслаждаться жизнью». «Я не вкалываю, как другие, и могу спокойно пойти днем в бар», - говорит он с улыбкой. 29-летний преподаватель университета Александр Стаханов в свою очередь открыл со своими друзьями зал игровых автоматов советской эпохи. По городу он ездит на самокате или в старом Volkswagen.
Конец эпохи социального взлета
Как считает социолог Алексей Левинсон, «речь идет о новом социальном явлении, которое зародилось в эпоху нефтедолларов и стабильности (…). Период вертикального социального подъема остался в прошлом, и некоторые обеспеченные россияне сейчас пытаются пойти по другим путям». Кроме того, это новое «племя», которое видит свое отражение в таких культурных журналах, как «Афиша» или фестивалях этнической музыки и авторского кино, с энтузиазмом бросается в коллективные проекты, взывающие к его гражданским чувствам. Так, президент крупной юридической консалтинговой компании Евгений (42 года) говорит, что хочет забросить карьеру и стать судьей, что принесет ему не больше 50-й части его нынешних доходов. Его жена Наталья (46 лет) в свою очередь мечтает переложить заботы о предприятии на плечи ее молодого заместителя и открыть частный сиротский приют.