Кожаные косухи. Тяжелый рок. Пренебрежение правилами движения. Гонки с крейсерской скоростью по автострадам. Ветер в лицо; возможен небольшой «пивной» животик. Существует немало ассоциаций с представителями байкерской субкультуры; но активное участие в политике в этот список не входит.
Но вот последняя демонстрация стихийной политической активности у московских байкеров – событие редкое, но не уникальное, - подняла ряд вопросов о том, способны ли мотоциклисты организоваться для достижения политических целей, как это сделали водители автомобилей.
Во время акции протеста в прошлом месяце около двухсот мотоциклистов собрались перед зданием управления полиции с требованием тщательного расследования несчастного случая, происшедшего в начале месяца, когда роскошный автомобиль Porsche Panamera, за рулем которого сидел московский бизнесмен, врезался в 43-летнего байкера Рауфа Абзалова, получившего серьезные травмы.
Участники акции протеста вначале продефилировали по Садовому кольцу, а затем съехались на улицу Петровка. Их действия были вызваны опасением, что расследование аварии заглохло, заявил газете Moscow Times один из организаторов акции Юрий Некрасов.
Полицейский наряд не позволил байкерам войти в здание, однако принял их петицию к начальнику Главного управления МВД Владимиру Колокольцеву, который, как сообщает газета «Московский комсомолец», был крайне рассержен проведением несанкционированного собрания.
Однако никаких санкций не последовало, а спустя две недели полиция кратко проинформировала представителей сообщества байкеров о ходе следствия.
Казалось бы, любым проявлением недовольства байкеров был положен конец – до поры до времени. Но байкеры могут стать силой, с которой сегодня, когда до декабрьских выборов в Государственную думу осталось всего несколько месяцев, приходится считаться. Премьер-министр Владимир Путин сам предоставил определенную байкерам политическую поддержку, когда затусовался с московскими «Ночными волками» - самым старым и самым крупным мотоклубом.
«Количество мотоциклистов увеличивается, - заявила Александра Король, одна из организаторов акции протеста в прошлом месяце, объясняя, какие мотивы двигали байкерами. – На его месте мог бы оказаться каждый из нас».
В этом Король права; число дорожно-транспортных происшествий с участием байкеров тоже выросло, хотя и не настолько. За первые пять месяцев этого года московская полиция зарегистрировала 322 инцидента, что несколько выше прошлогодней цифры (317 случаев) за тот же период, заявил представитель московского филиала Федерального дорожного агентства.
«К тому же мы сыты по горло растущим негативным отношением к байкерам, - говорит байкер Некрасов. – Почему-то стало в порядке вещей, что в автодорожном происшествии автоматически обвиняют байкера. Мы не хотим, чтобы водителям автомобилей сходило с рук все, что они натворили».
Стихийный протест был предложен одновременно несколькими обычными байкерами, среди которых были и друзья Абзалова, обсуждавшими эту историю на вебфорумах для мотоциклистов, таких как MotoForum.ru, говорит Некрасов.
Хотя байкерам удалось добиться нужных результатов, Вячеслав Лысаков, руководитель общественной группы автомобилистов «Свобода выбора», считает, что акции протеста перед управлением МВД и нарушение дорожного движения нельзя считать правильным способом выражения разочарования.
Байкеры должны были просто написать письмо работникам прокуратуры, занимающимся этим случаем, говорит Лысаков, член Всероссийского Народного фронта, новой общественной организации, созданной в мае Путиным.
Он заявил, что мотоциклисты не станут активной политической силой, пока не присоединятся к существующей организации, типа Всероссийского Народного фронта, через который они могут влиться в политическую систему и получить представительство в Думе.
«Зачем вопить под окном, если можно войти через дверь?» - говорит Лысаков.
Мотоциклисты не являются политической группировкой, и объединяет их любовь к мотоциклу, говорит Давид Константиновский, директор Центра социологии образования, науки и культуры.
Однако многие из них молоды и активны и созрели для того, чтобы их можно было привлекать как политическую силу, считает он.
Интересы байкеров не представляет ни одна из оппозиционных групп, и организаторы протеста байкеров настаивали, что ими не руководили никакие политические интересы. Остальные мотоциклисты полностью были с этим согласны – даже те из них, кто водит компанию с политиками.
«Мы не хотим лезть в политику», - говорит Александр Залдостанов, руководитель байкерского клуба «Ночные волки». – И нам не нужны никакие привилегии».
Залдостанов, известный по прозвищу «Хирург», несколько раз встречался с Путиным, в том числе, прошлым летом в Крыму, где Путин, верхом на трицикле, возглавил колонну мотоциклистов во время слета байкеров.
Залдостанов говорит, что он испытывает к Путину только позитивные чувства и глубокое уважение, считая, что он - «единственный человек в правительстве, за которого не стыдно».
Однако активист российского байкерского движения признает, что его друзья байкеры собираются и впредь отстаивать свои права.
Некрасов также заявил, что надеется, что мотоциклисты будут по-прежнему в случае необходимости организовывать акции протеста. «В этот раз впервые волна активности понятна и имеет четкую направленность», - говорит Некрасов.
Хотя байкерскому движению в России уже почти двадцать лет, лишь недавно его члены начали пробовать свои силы в общественной деятельности.
Около ста калининградских байкеров выразили протест против роста транспортных налогов на мотоциклы в декабре 2009 года, и около шестидесяти из них отказались регистрировать свои мотоциклы. Через два месяца байкерам удалось собрать митинг, на который пришли 12 тысяч человек, недовольных экономической политикой тогдашнего губернатора Георгия Бооса, который, в конечном итоге, был уволен со своего поста.
В последние месяцы байкеры объединились с водителями автомобилей для проведения акций протеста против увеличения цен на газ в некоторых районах, в том числе, в восточносибирской Чите.
Их активность не стала полной неожиданностью, поскольку общественной деятельностью занялись и другие социальные группы. Другие примеры – учителя, протестовавшие против образовательной реформы в Москве в июне, футбольные болельщики, собравшиеся в декабре на Манежной площади толпой из пяти с половиной тысяч человек, которые обвиняли полицию в том, что она плохо справляется с расследованием убийства.
«Люди, прежде державшиеся в сторонке, сейчас активизируются, - говорит Андрей Дозоров, лидер «синих ведерок», объединения автомобилистов, выступающего против злоупотребления синими мигалками на машинах правительственных служащих. - Мы видим, что наши встречи позволяют добиться результатов».
Дозоров упомянул недавнюю победу «синих ведерок», когда суд отобрал водительские права у водителя из Министерства обороны, который в мае врезался в Москве своей машиной с синей «мигалкой» в другой автомобиль и скрылся с места происшествия.
Но он также заявил, что новообретенная терпимость властей к несанкционированным политическим протестам может быть просто предвыборным трюком. Действительно, в 2000-е годы правительство прославилась своим подавлением всех и всяческих несанкционированных протестов.
«Возможно, для правительства это просто способ улучшить свой имидж и показать, что оно заботится о народе», - считает Дозоров.
Когда выборы пройдут, практика разгона митингов может вернуться, добавил он.