Пока на Волге продолжаются спасательные работы, в Перми идут связанные с трагедией «Булгарии» следственные действия. Сотрудники СКР и прокуратуры разбираются в документах, которые связывают пермского владельца затонувшей «Булгарии» с казанским арендатором.
После крушения теплохода «Булгария» на Волге масштабная проверка началась в Перми. Прокуратура проверяет все компании, которые имели отношение к затонувшей «Булгарии».
Следственые мероприятия прошли в «Камском речном пароходстве», которое владеет судном, в компании «Бриз», которая арендовала теплоход, в казанской компании «Агроречтур» - второго арендатора. Следователи не обошли стороной и Камский филиал Федерального госучреждения «Российский Речной Регистр». Именно это госведомство выдавало судовые документы, в том числе свидетельство о годности «Булгарии» к плаванию. По данным газеты “Коммерсант в Перми”, на следующий день после выемки документов начались допросы сотрудников и обыски в офисах организаций.
Ожидается, что вслед за этим начнется и проверка всех судов «Камского речного пароходства», сообщил помощник Пермского транспортного прокурора Денис Никулин: «Есть суда, которые не используются, например, те, которые на ремонте. Есть суда, которые так же переданы в аренду различным фирмам и эксплуатируются. Не только «Камское речное пароходство», будут проверены все судовладельцы...»
Основное внимание прокуратура обратит на техническое состояние и проблемы с эксплуатацией. Главной оценкой станет не возраст – к примеру, «Камское речное пароходство» владеет и сравнительно новыми судами, и судами даже старше затонувшей «Булгарии». Этот двухпалубный дизельный электроход, когда-то носивший имя «Украина», был построен в 1955 году.
Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Дело возбуждено в отношении гендиректора ООО «АргоРечТур» и старшего эксперта камского речного регистра. Также председатель СК РФ Александр Бастрыкин распорядился возбудить уголовное дело в отношении капитанов двух судов, не оказавших помощь тонущей «Булгарии».
Российский речной флот имеет около 9 тысяч судов. Почти все они - еще советской постройки и должны быть списаны в течение ближайших 7-9 лет, говорит официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко:
- Считается, что вода - менее интенсивная транспортная магистраль, чем шоссе или железные дороги. И, если шаланда плавает, ее можно было эксплуатировать до тех пор, пока она держалась на поверхности. Если вовремя подкрасить, решить проблему с контролем... Так оно, к сожалению, и происходило. По нашим внутренним водным путям на сегодняшний день ходит несколько сотен теплоходов еще советской постройки. Они все уже приближаются к черте износа, если уже не пересекли ее.
Пока в России в сфере речных перевозок нет конкуренции, владельцам не выгодно тратить деньги на улучшение технического состояния судна, считает Игорь Глухов, генеральный директор компании, предоставляющей услуги морских пассажирских перевозок.
- Эта трагедия напоминает то, что случилось с «Нахимовым», когда пароход работал на внутреннем рынке и не соответствовал требованиям элементарной безопасности, обусловленной Международной конвенцией. Ситуация очень тревожная для российского рынка речных судов, потому что у нас средний возраст судов - 40-60 лет и выше, а о техническом состояни можно только догадываться.
- А иностранные компании к российским рекам не пускают?
- Нет, к сожалению. И это тоже проблема. Когда нет конкуренции, когда очень высокие цены, когда такой сезонный бизнес хорошо востребован, то нет никакого стимула инвестировать деньги в строительство нового флота. Сейчас принимается закон, который открывает водные пути для судов под иностранным флагом. Но это касается только яхт и маленьких маломерных судов. Для грузового коммерческого и пассажирского транспорта рынок закрыт. Это понятно. Объем перевозок очень большой - 200 млрд. рублей. Круизы на реках пользуются большой популярностью.Только на линии, например, Петербург-Москва путешествуют 150-180 тыс. человек в год.
Между тем, газета «Коммерсант» выяснила, что арендатором «Булгарии» является ООО «Бриз», учредителем которого также является председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» Михаил Антонов, член «Единой России», владелец 99,9% акций ООО «Камской судоходной компании». Накануне следователи провели выемки документов в помещениях собственника судна и его арендатора.
ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» зарегистрировано в 1993 году. 53% акций принадлежит Михаилу Антонову (владеет через Antonov Group - F.Z.E., зарегистрированную в ОАЭ). 32,13% от уставного капитала принадлежит государству. Стоимость чистых активов оценивается в 55,36 млн рублей.
Источники газеты, знакомые с ситуацией, также утверждают, что якобы арендатор судна - «Бриз» является структурой, близкой к КРП, а экипаж «Булгарии» работал в этом ООО.
ООО «Бриз» зарегистрировано в Перми по улице Ленина, 72б. Уставный капитал - 10 тыс. руб. Гендиректором ООО, по данным «Интерфакса», является Валерий Незнакин. По данным Единого госреестра юридических лиц, 100% долей в ООО «Бриз» принадлежит председателю совета директоров КРП Михаилу Антонову, отмечается в публикации.
Как предполагают некоторые блоггеры, Антонов уже скрылся за границей. однако в «Камском речноми пароходстве» эти слухи опровергают.