В Америке фаст-фуд подвергся атакам. В ответ на настоятельные призывы сделать Happy Meals более здоровыми, McDonald`s в последнее время сократил порции картофеля-фри и добавил кусочки яблока. Под давлением общественных защитников здорового образа жизни и новых законов сетевые рестораны помещают информацию о содержании жира и калорийности на чизбургерах и сладкой пицце. Пока немногие люди подумывают менять свои пищевые пристрастия при виде этих сообщений, за исключением, возможно, некоторых молодых мужчины, которые используют информацию, чтобы попытаться установить рекорды в конкурсах по поглощению еды. Тем не менее, диетологические придирки продолжаются. Между тем, предлагаются различные схемы налогообложения рек, протекающих через рестораны быстрого питания — сладких безалкогольных напитков.
Но газета Нью-Йорк Таймс сообщила на этой неделе, что Россию охватывает эпидемия фаст-фуда. Точки фаст-фуда появляются в городах быстрее, чем вы произнесете фразу «Вы хотите фри с …». McDonald`s, Burger King, Wendy, Subway и Papa John's — ряды американских сетей быстрого питания расползаются по России. В настоящее время на земле Ленина 279 Mickey D's. У Subway около 200 магазинов готовой еды, в планах Wendy's строительство 180 ресторанов, сообщает Таймс. Даже полковник — тот, что из Кентукки, а не из Кремля — увеличивает свое присутствие. Юм Брэндз (Yum Brands), отец KFC, Pizza Hut и Taco Bell, имеет около 350 ресторанов в матушке-России. Можно только гадать, удалось ли КГБ расшифровать «секретный состав» полковника из 11 трав и специй.
Этот рост пунктов быстрого питания в стране сопровождается, по данным газеты, одновременным увеличением числа состоятельных потребителей и торговых центров, закусочных и поставщиков замороженных продуктов. Другими словами, русские ведут себя как американцы — как только они получают немного денег, они идут в магазин за ломтиком, крылышком или гамбургером. Не это ли и есть прогресс. В прошлом году «Правда» в своей статье назвала причину роста ожирения москвичей в том, что они отказываются от своей традиционной кухни в пользу «транснациональных гамбургеров».
Конечно, фаст-фуд не может быть главным предметом озабоченности для здравоохранения в России, которая, согласно исследованию Организации Объединенных Наций, является третьей страной в мире по величине потребления спиртных напитков на душу населения. «Правда» также сообщала несколько лет назад об исследовании Всемирной организации здравоохранения, согласно которому среднее потребление 8 литров алкоголя на душу населения в стране свидетельствует о кризисе общественного здравоохранения. Русские употребляют 27 литров в год.
Как ни странно, хотя у русских меньше денег, чем у американцев - средний доход американской семьи составляет 43539 долларов против 7276 долларов у россиян - средняя стоимость питания в фаст-фуде у них выше почти на 2,50 доллара, чем в Соединенных Штатах. Это происходит потому, что российские сети обнаружили: они могут устанавливать более высокие цены, чем в Америке. То же самое по большой пицце у Papa John's: в американском Санкт-Петербурге (штат Флорида) она стоит 14 долларов, а в настоящем – 21,62. Вот вам и капитализм. Если бы Карл Маркс был жив, он бы нашел, что сказать о цене на пиццу — скорее всего ничего приятного.
Любимая пицца новой и, видимо, более толстой России – это пицца Papa John's с голубым сыром, курицей, сельдереем и соусом Tabasco. Это не то блюдо, о котором Толстой писал в «Анне Карениной». Но звучит по-своему привлекательно. Как сказал бы Толстой, все пиццы в фаст-фуде одинаковы, но верхний слой у каждой привлекателен по-своему.