На пути из Красноярска в Иркутск нам все чаще встречается слово «Байкал». Тем не менее, обеспечить сохранность это столь любимого российскими чиновниками уголка природы оказывается не так-то просто.
Нас предупреждали. Дорога из Красноярска в Иркутск не только длинная, на ней есть также несколько участков без покрытия, что противоречит словам премьер-министра Владимира Путина о полностью заасфальтированном пути из Москвы во Владивосток. Когда мы подходим к первому из них, машина совершает затяжной прыжок с битума в дорожную пыль и всего за несколько секунд тормозит со 120 до 40 км/ч. Отличное напоминание о преимуществах современного шоссе, на случай, если мы о них позабыли.
Тем не менее, эти неасфальтированные отрезки пути не играют особенной роли. В конечном итоге, на них приходится всего около 30 километров, что нельзя назвать таким уж большим отступлением от официальной версии. Но хотя битум и является почти повсюду безраздельным владыкой, в некоторых местах его состояние настолько плачевно, что условия движением едва ли лучше чем на грунтовой трассе. Это если не брать в расчет улицы расположенных вне основного шоссе городов. Машина здесь задевает дном покрытие. Некоторые дороги выглядят так, словно пережили бомбардировку.
Мы продвигаемся вперед с разной скоростью в зависимости от выбранного транспорта. Если таксисты не утруждают себя объездами, маршрутки нередко довозят пассажиров до дверей дома или закидывают в деревни посылки и почту. Сельская местность просто прекрасна. Недавно наколотые березовые поленья аккуратно разложены перед избами в ожидании зимы. Фиолетовые и желтые цветы устилают опушки и даже изредка видны в глубине лесов, когда солнечным лучам удается пробиться через густую листву деревьев.
На протяжении тысяч километров пути из Красноярская в Иркутск одно слово никак не дает нам покоя. Оно встречается буквально повсюду: на витринах кафе и магазинов, вывесках и гравировках. Речь идет о слове «Байкал». Озеро, которое поджидает нас в конце этого отрезка пути и является своего рода границей между Сибирью и Дальним Востоком. С момента нашего отъезда из Москвы все, с кем нам доводилось говорить, неизменно повторяли один и тот же совет: «Если вы собираетесь проехать через всю страну, ни в коем случае не пропустите Его!»
А кто может рассказать о нем лучше Марины Рихвановой? Вот уже более 20 лет этот ученый сотрудничает с фондом «Байкальская экологическая волна», которая сегодня считается главной организацией-защитницей знаменитого озера.
Все началось в эпоху перестройки. Активистка входила в небольшую группу, которая проводила регулярные собрания, чтобы поговорить на них о политике. В один прекрасный день ее знакомый британский эколог Дженнифер Саттон (Jennifer Sutton) посоветовала ей заняться проблемой Байкала, которая уже тогда стояла крайне остро. Марина Рихванова приняла этот вызов и до сих пор не отступается от борьбы.
«Мы поставили перед собой задачу постоянно следить за тем, что происходит в озере, и подтолкнуть местных жителей к тому, чтобы последовать нашему примеру, - объясняет ученый. - Когда мы выявляем проблему, то собираем сведения, делаем фотографии, а затем предупреждаем обо всем власти. По большому счету, дальше они должны были бы взять все на себя. Однако нам самим приходится организовывать их работу, они не хотят пошевелить и пальцем».
Кроме того, если верить Марине Рихвановой, подобных решений далеко не всегда достаточно. «Этой весной мы обнаружили незаконные отходы на берегу озера, - рассказывает она. - Мы связались с чиновником, которые отвечает за экологические вопросы в этом секторе, чтобы предоставить ему материалы и пригласить его лично проверить наши заявления. Этот человек ответил нам, что не может позволить себе провести такую инспекцию без прямого разрешения его начальника из Новосибирска. Начальника, который не готов принять решение ни по какому вопросу без отмашки из Москвы».
Результат: «У нас ушли недели на то, что можно было бы сделать за пять минут. Хотя времени было в обрез: снег таял, и это могло привести к загрязнению окружающих рек. Так работает власть в России».