Авария самолета с ярославским «Локомотивом» стала последним пятном на безопасности в российской авиации – уже и без того находящейся на худшем в развитом мире уровне.
«К сожалению как раз подобного рода вещи склонны происходить относительно часто в России», - говорит Стюарт Барвуд (Stuart Barwood), консультант в области коммерческой авиации, ранее работавший в Москве.
Частный российский самолет, перевозивший одну из ведущих хоккейных команд страны, упал в среду после неудачной попытки взлета. Авария унесла жизни 43 человек, в том числе канадского тренера команды. Выжили только двое.
Данный инцидент стал восьмой трагической аварией самолетов в России в этом году, общее число погибших в подобных авариях с начала 2011 года достигло 120, по данным Aviation Safety Network (ASN)*.
Для сравнения, в трех авиакатастрофах с человеческими жертвами в США в этом году погибли семь человек.
В прошлом году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, Россия вместе с бывшими советскими республиками продемонстрировала один из самых низких уровней авиационной безопасности в мире, общее число инцидентов в три раза превысило среднемировой уровень.
Критики говорят, что дрянная ситуация с безопасностью в России объясняется тем, что региональные авиалинии используют старые самолеты советских времен, правила безопасности выполняются слабо, особенно чартерными операторами, а «жадные» руководители авиакомпаний жертвуют обучением пилотов ради дополнительных прибылей.
«Эта трагедия в очередной раз показывает, что никого в России на самом деле не заботит безопасность гражданской авиации», - говорит Анатолий Кнышов, летчик-испытатель, имеющий за плечами более сорока лет летного опыта, который в 2006 году написал письмо тогдашнему российскому президенту Владимиру Путину, призывая его улучшить протоколы безопасности авиакомпаний в стране и процесс обучения пилотов.
Кнышов отмечал, что с момента распада Советского Союза, когда централизованная российская гражданская авиация в лице «Аэрофлота» развалилась на части и множество мелких авиалиний, правила безопасности были отставлены в сторону ради прибылей.
«С 1991 года советская система обучения пилотов, протоколов и норм безопасности была уничтожена жадными управленцами», - отмечает Кнышов.
Барвуд считает, что более крупные авиакомпании страны, которые осуществляют международные рейсы из основных городов, в основном, соответствуют международным стандартам безопасности. Проблема, говорит он, кроется в отсутствии мер по обеспечению безопасности у региональных авиакомпаний и чартерных операторов, подобных таким, как тот, что фигурирует в катастрофе с «Локомотивом».
Российский чартерный оператор компания «Як-Сервис» уже ранее оказывался в поле зрения европейских проверок безопасности в связи с рядом своих самолетов, включая и машины «Як-42», которая и потерпела катастрофу в среду.
В июле 2009 году самолету было запрещено летать в Европейский Союз из-за серьезных «недостатков в области безопасности, влияющих на летные операции», согласно данным отчета комитета по авиационной безопасности ЕС.
Ограничения были сняты несколько месяцев спустя, но самолет было предписано регулярно проверять, «чтобы убедиться в соответствии его международным стандартам», говорится в отчете, в котором также было отмечено, что российские власти должны были следить за соответствием стандартам безопасности.
Несмотря на снятие ограничений в отношении «Як-42», ЕС сохранил запрет на вхождение в свое воздушное пространство для двух других самолетов «Як-Сервиса», потому что европейские эксперты были недовольны тем, как компания-оператор соблюдает нормы безопасности.
Российское Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) заявило, что «Як-42» упал на берег реки Волга сразу после взлета из аэропорта близ западного города Ярославль в 240 километрах к северо-востоку от Москвы. Самолет, по сообщениям, не оторвался вовремя от земли, попытался набрать высоту и потом врезался в сигнальный маяк, развалившись на части.
Авиадиспетчер в ярославском аэропорту заявил российскому телеканалу, что самолет упал после того, как не смог набрать достаточную для взлета скорость.
«Капитан запросил разрешение на взлет, я дал его. После этого командир должен был выйти на связь со мной, когда самолет наберет высоту в 200 метров, но он просто не достиг этой высоты», - заявил LifeNews 38-летний Арий Новик.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) России начал расследование обстоятельств и причин случившегося.
Самолет, разбившийся в среду, был произведен в 1993 году, но в целом ближнее- и среднемагистральные самолеты «Як-42» обслуживают пассажиров с 1980 года. Российский президент Дмитрий Медведев объявил о планах вывести построенные в советское время самолеты из эксплуатации начиная со следующего года.
Всего было произведено меньше двухсот самолетов «Як-42», по словам Барвуда, который отметил, что восемь из них разбились. «Это самолет, у которого, к сожалению, достаточно высокая аварийность».
Кнышов, однако, называет «Як-42» «очень надежным». Он сказал, что наиболее вероятной причиной аварии была ошибка пилота из-за недостаточной профессиональной подготовки.