Требование правозащитников из Московского гражданского форума об отставке председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина ляжет 15 июня на стол администрации президента России Владимира Путина. Об этом в пятницу написала газета «РБК daily».
По мнению участников форума, скандал с «Новой газетой» стал очередным – начиная с событий 6 мая нынешнего года – свидетельством нарастающего противостояния российских властных структур с общественностью.
«В обращении мы требуем остановить государственный терроризм, главное требование к президенту – снять Бастрыкина с должности, несмотря на то, что он помирился с “Новой”», – цитирует газета участника форума Игоря Бакирова.
Как сообщал «Голос Америки», в четверг глава СКР в присутствии руководителей ряда ведущих российских изданий встретился с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым. Со слов Муратова следует, что Бастрыкин принес извинения за угрозы в адрес шеф-редактора Сергея Соколова.
Однако, как показывает общественная реакция в стране, далеко не все удовлетворены таким исходом дела. Главный вопрос, который волнует многих: имеет ли право Бастрыкин после произошедшего возглавлять следственный аппарат?
Профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук Елена Лукьянова считает, что формальных оснований для снятия Бастрыкина с должности нет.
«Я юрист, а не правозащитник, – пояснила она в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Законом не предписано, что Бастрыкин не имеет права в данной ситуации оставаться на своем посту. А дальше – это уже вопрос президента».
Но мировая практика и нормы морали говорят, что человек с подобными «срывами» не может занимать такую должность, добавила она: «Он сам должен подать в отставку».
В свою очередь, директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты России Александр Брод полагает, что ситуация в любом случае не красит Александра Бастрыкина.
«Что это вообще значит – “сорвался, эмоциональное перенапряжение”? – задается он вопросом в интервью «Голосу Америки». – Конечно, высшее должностное лицо такого уровня, возглавляющее СКР, не должно давать волю эмоциям и вынуждать журналиста покидать страну, создавать нездоровую атмосферу в редакции газеты, потерявшей очень много сотрудников, которые были просто убиты за свои публикации».
По его словам, практически вся страна оказалась в недоумении.
«Из этого тоже нужно сделать соответствующие выводы», – констатировал член Общественной палаты.
Он затруднился сказать, возможен ли какой-либо прок от обращения Московского гражданского форума к президенту.
«У нас голос правозащитников слышится плохо, – добавил Брод. – И потом известно, что господин Бастрыкин пользуется особой любовью и доверием высших этажей власти. Поэтому мне кажется, что ходатайство общественников услышано не будет».
Ранее в СМИ также сообщалось, что прошение на имя президента с требованием отстранить Бастрыкина от занимаемой должности на время расследования скандала вокруг «Новой газеты» готовы были подписать многие известные журналисты, включая главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева и телеведущего Николая Сванидзе.
Корреспондент «Голоса Америки» дозвонился до председателя комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Николая Сванидзе. Тот подчеркнул, что лично он считает извинения Бастрыкина абсолютно недостаточными.
«Журналиста Соколова, который оказался под прямой угрозой физической расправы, это интересовало в первую очередь, и я его прекрасно понимаю как человека и как коллегу, – резюмировал Сванидзе. – Когда у тебя во врагах руководство мощнейшей силовой структуры, то главное тут – это безопасность, твоя и твоей семьи».
Но ему представляется, что если выйти за рамки этого контекста, то извинений Бастрыкина для всего сообщества явно мало.
«Главное – мне непонятно, имели место физические угрозы или нет? – говорит телеведущий. – Потому что Бастрыкин извинился только за свою горячность на совещании, которое было записано и даже попало в социальные сети. А если еще и был разговор, который содержал в себе угрозы, то это уголовное преступление».
Сам Сванидзе в сложившейся ситуации пока не намерен чего-либо предпринимать.
«Это было бы странно с моей стороны. Если ничего не предпринимают сам пострадавший и его руководитель, если они удовлетворены, то чего же я буду хлопать крыльями вместо них. Это будет как-то смешновато», – заключил он.
Кроме того, телеведущий сказал, что если сотрудники «Новой газеты» инициируют продолжение расследования дела, то он их поддержит, однако выразил сомнения в подобном развитии сюжета.
К тому, что обращение правозащитников к президенту возымеет какой-либо эффект, у Сванидзе также отношение скептическое. Он считает, что готовность Бастрыкина пойти на попятную и извиниться перед Соколовым и Муратовым обусловлена подсказкой, поступившей из Кремля.
«Потому что всего несколькими часами ранее он на сайте “Известий” выступал с очень жесткой позицией, сокрушительно атаковал руководство “Новой газеты”, – аргументирует телеведущий. – Поэтому думаю, это не его идея, а она продиктована сверху. А продиктована она сверху может быть только одним человеком – руководителем страны».
Поскольку указание руководителя выполнено, то, конечно, снимать Бастрыкина не будут, подытожил Сванидзе. Для него это «абсолютно однозначно».