Три года тюрьмы за 40 секунд искусства: если все пойдет так, как того хочет российская прокуратура, то три участницы панк-группы Pussy Riot будут посажены в тюрьму за то, что они отважились помолиться в церкви за изгнание Путина. Возможно, уже сегодня им будет вынесен приговор.
Рядом с коричневой клеткой из пластика и плексигласа висят три пары наручников. За стеклом на узкой скамье сидят три молодые женщины: Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина. В последние дни они мало спали, поэтому тихо сидят в своем «аквариуме» в то время, как представитель обвинения выступает с заключительной речью. «Они оскорбили чувства верующих и унизили их», - зачитывает свой текст светловолосый и круглощекий прокурор Александр Никифоров. – Богохульство является одним из самых тяжких этических преступлений». Кроме того, это наказуемо и по существующим государственным законам. Обвинение звучит так: «хулиганство по мотивам религиозной ненависти». В качестве наказания прокурор требует трех лет тюрьмы. Уголки губ Толоконниковой и Алехиной насмешливо поднимаются вверх.
За одно выступление в московском храме Христа Спасителя, продолжавшееся 40 секунд, три участницы панк-группы Pussy Riot могут быть упрятаны за решетку на несколько лет. В феврале они исполнили в этом храме свою песню «Богородица, Путина прогони». Это была политическая акция, заявили они в суде. Они хотели показать, насколько тесно российские правители связаны с православной церковью.
Читайте также: Организатор оппозиционных митингов Ольга Романова о прогнившей системе российского правосудия
Эти женщины организовали свою группу в сентябре прошлого года после того, как Путин вновь объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента страны. «Мы хотели отреагировать на опасность возвращения автократии в России», - заявила Толоконникова. Это чувство разделяли десятки тысяч граждан в российских городах – в декабре в России начались крупные демонстрации против Путина. Участницы группы Pussy Riot исполняли свои протестные песни в метро, на Красной площади, а также перед окнами той тюрьмы, в которой сидели арестованные представители оппозиции.
Когда Патриарх Кирилл в одном из телевизионных интервью накануне выборов заявил о том, что Путин «исправил кривизну истории», участницы группы решили провести свою следующую акцию 21 февраля в самом большом московском соборе, который они считают «символом власти патриарха». Спустя несколько дней после этого они были арестованы. С того времени Толоконникова, Алехина и Самуцевич находятся в следственном изоляторе.
По прошествии семи дней процесс против участниц группы Pussy Riot в Хамовническом суде вступил в завершающую стадию. С 30 июля слушания в суде проводились каждый день и продолжались в течение 10 или 12 часов. Молодые женщины неоднократно жаловались на нечеловеческие условия их заключения и требовали сделать перерыв в работе суда для того, чтобы иметь возможность выспаться и подготовиться. Но судья Марина Сырова не проявила никакого милосердия. Во время слушаний в суде обвиняемых женщин каждый день будили в пять или в шесть часов утра, и они должны были в течение нескольких часов, находясь в небольшом подвальном помещении, ждать полицейского автобуса, доставлявшего их к зданию суда. На завтрак им давали только чай.
Также по теме: Путин выступает за более мягкое наказание для Pussy Riot
В суд женщин ведут в наручниках, их постоянно сопровождает сторожевая собака. Один раз это была овчарка, которая вела себя довольно спокойно, в другой раз - агрессивный ротвейлер без намордника. Судья позволяет сделать лишь 30-минутный перерыв на обед – этого недостаточно даже для того, чтобы приготовить лапшу, которую им давали. Если заседание заканчивается в 22 часа, то поездка до следственного изолятора занимает от трех до четырех часов. Иногда они вынуждены были несколько раз пересаживаться в другой полицейский автобус, так как необходимо было забрать обвиняемых из других судов. Когда эти женщины, наконец, попадают в свои камеры, они уже не имеют возможности принять душ. На сон времени у них почти не остается.
На следующий день перед началом слушаний у них в распоряжении остается час времени для совещаний и обсуждений. После этого в зале суда адвокаты могут обменяться со своими подзащитными всего несколькими словами, и за этими разговорами внимательно наблюдают сотрудники суда.
Во время проходящих слушаний судья Сырова ясно дает почувствовать защите свое презрение. Она демонстративно смотрит в сторону, когда слово берут адвокаты обвиняемых. Атмосфера постоянно накаляется - Сырова и представители защиты начинают кричать друг на друга. За семь дней слушаний адвокаты восемь раз требовали заменить судью из-за ее предвзятого отношения к делу, но никакого результата это не принесло. У защиты почти нет возможности представить свои доказательства. Несколько раз обвиняемые женщины и их адвокаты требовали, чтобы были заслушаны их свидетели. Но большую часть свидетелей и экспертов в пятницу даже не пропустили в здание суда. Среди них был и очевидец тех событий – фотограф Митя Алешковский, наблюдавший за акцией в храме своими собственными глазами. Вместе с тем, обвинение выслушивает «свидетеля», который только в интернете видел видео с их выступлением. Тем не менее, он получает возможность подробно рассказать о своих оскорбленных чувствах.
Читайте также: Сказка о мертвом человеке и о российском правосудии
Когда частные обвинители и свидетели обвинения были, наконец, опрошены, судья один за другим отклоняет вопросы защиты. Также в суде не была представлена большая часть письменных свидетельств.
Судя по всему, российское правосудие пытается как можно быстрее завершить процесс против Pussy Riot. Но абсурдная поспешность привлекает еще больше внимания общественности. В четверг 35 известных российских юристов направили в редакцию «Новой газеты» открытое письмо, в котором подвергли критике проходящий процесс и назвали его политическим. По их мнению, это дело не относится к уголовному законодательству, и, кроме того, обвинение противоречит светскому характеру российского государства. «Явное пренебрежение Конституцией при рассмотрении конкретного уголовного дела ведет к разрушению России как правового государства», - подчеркивается в этом письме.
Проходящий в Москве процесс вызвал большую волну и на международной арене. Такие известные артисты как Мадонна, Стинг, группа Red Hot Chili Peppers и Патти Смит выступили в поддержку обвиняемых женщин. Правозащитная организация Amnesty International назвала их политическими заключенными. Проявленное внимание, кажется, подействовало – в прошлую пятницу Путин впервые высказался по поводу процесса против Pussy Riot. Он считает, что этих женщин не следует слишком строго наказывать. Многие восприняли это как сигнал в адрес суда и как коренной перелом в процессе. Однако, пока еще не ясно, будет ли приговор мягким. Можно сказать лишь о том, что прокуратура отказалась от своего прежнего требования о семилетнем тюремном сроке для музыкантов группы Pussy Riot. Доказательство политического влияния на процесс еще до решения суда?