Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Может ли Нобелевская премия мира в этом году достаться соискателю из России?

© коллаж ИноСМИНобелевская премия
Нобелевская премия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Два года назад Нобелевская премия мира испортила отношения между Норвегией и Китаем после того, как Норвежский нобелевский комитет присудил награду за 2010 год одному из китайских диссидентов. В этом году Норвегия может получить аналогичные дипломатические проблемы – правда, на сей раз с Россией, – когда в пятницу будет объявлено, кому достанется премия за 2012 год.

Два года назад Нобелевская премия мира испортила отношения между Норвегией и Китаем после того, как Норвежский нобелевский комитет присудил награду за 2010 год одному из китайских диссидентов. В этом году Норвегия может получить аналогичные дипломатические проблемы – правда, на сей раз с Россией, – когда в пятницу будет объявлено, кому достанется премия за 2012 год.

По словам директора Института исследований проблем мира в Осло Кристиана Берга Харпвикена (Kristian Berg Harpviken) и норвежского историка Нобелевской премии Асле Свеена (Asle Sveen), в число ключевых претендентов на премию в этом году вошла российская организация «Мемориал», специализирующаяся на проблемах прав человека, демократии и общественного примирения, а также работающая с историческими документами.

«Мемориал» также занимает шестое место на сайте ставок Paddy Power, данные которого часто указывают на основных фаворитов.

Г-н Харпвикен считает, что премию могут разделить между собой соосновательница «Мемориала» Светлана Ганнушкина и российская правозащитница Людмила Алексеева. Г-н Свеен полагает, что премия также может достаться белорусскому диссиденту Алесю Беляцкому, находящемуся сейчас в тюрьме.

Читайте также: Китайская альтернатива Нобелевской премии мира чествует Путина


Дипломатический скандал?

Если премия достанется российским соискателям, это может вызвать политические сложности, аналогичные тем, которые последовали, когда Норвежский нобелевский комитет вручил в 2010 году премию осужденному китайскому диссиденту и правозащитнику Лю Сяобо (Liu Xiaobo).

Китайские официальные лица обвинили Норвегию в том, что она выступила против судебной системы Китая, и предприняли ряд ответных политических шагов. В частности, они отложили двусторонние переговоры о свободе торговли и отменили ряд встреч высокого уровня. Также ходили слухи, что новые нормы, регулирующие импорт рыбы в Китай, были введены, чтобы ударить по норвежскому экспорту в эту страну, резко сократившемуся после инцидента с наградой.

С Россией может получиться примерно так же. «Это спровоцирует российское правительство, - утверждает Свеен. – и неожиданно окажется, что с нашей рыбой что-то не в порядке».

Россия для Норвегии – второй по величине рынок экспорта морепродуктов. Норвегия поставляет в нее рыбу – в основном форель, лосося и сельдь - на 5 миллиардов крон (873 миллиона долларов) в год. Однако г-н Харпвикен не думает, что российская реакция будет такой же жесткой, как китайская, так как у России и Китая - «разные политические культуры», и к тому же, Россия «может потерять больше», чем Китай. При этом присуждение премии российскому претенденту может вызвать «еще более жестокое притеснение» гражданского общества.

Российские и белорусские соискатели были официально выдвинуты депутатами норвежского парламента. Это также говорит в их пользу, так как, по словам г-на Свеена, кандидаты, «связанные с Норвегией» либо биографически, либо процессом выдвижения, исторически имеют преимущество.



Также по теме: Отчет об отчете об отчетах? Есть такой, и он получил Шнобелевскую премию

Это был бы злободневный выбор. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе заявила о нарушениях на последних выборах в Белоруссии и в России. Кроме того три участницы российской панк-группы Pussy Riot были осуждены в этом году после своего протестного выступления.

Подобный шаг Норвежского нобелевского комитета, критикующий ситуацию с правами человека в России, может вызвать у русских особенно сильное недовольство с учетом двойственного положения Турбьерна Ягланда (Thorbjørn Jagland), одновременно возглавляющего Норвежский нобелевский комитет и занимающего пост генерального секретаря Совета Европы, в котором состоит Россия. Критики утверждают, что это может помешать комитету присудить награду российским активистам гражданского общества. Однако г-н Харпвикен с ними не согласен.

«Я бы в любом случае думал о России, однако тот факт, что Ягланд – генеральный секретарь Совета Европы, заставляет меня считать этот вариант еще более вероятным. Единственное, как он может ответить на критику [в связи со своей двойственной ролью] – это присудить премию стране-члену Совета Европы», - утверждает он.

Другие соискатели

Еще одним фаворитом этого года считают американского ученого Джина Шарпа (Gene Sharp), труды которого по ненасильственному сопротивлению вдохновляли активистов китайских протестов 1989 года на площади Тяньаньмэнь и египетских демонстрантов на площади Тахрир. И г-н Харпвикен и Paddy Power считают его наиболее вероятным кандидатом. Тот факт, что Шарп фокусируется на ненасилии, может оказаться особенно актуальным в этом году - после того, как восстание в Ливии переросло в масштабную вооруженную конфронтацию, а волнения в Сирии начали переходить в гражданскую войну.

Читайте также: Лауреаты нобелевской премии-2011

Шарп провел пять лет в Норвегии, но против него играет то обстоятельство, что он – американец, а за последнее десятилетие было уже три лауреата Нобелевской премии мира из США, говорит г-на Свеен. В свою очередь, отсутствие в последние годы латиноамериканских лауреатов может сыграть на руку мексиканскому епископу и правозащитнику Хосе Раулю Вере Лопесу (José Raúl Vera López) или кубинскому блоггеру Йоани Санчес (Yoani Sanchez).

Еще одним возможным направлением следует считать межрелигиозный диалог. В этой категории г-н Харпвикен считает фаворитами архиепископа Джона Онайекана (John Onaiyekan) и султана Сокото Мохамеда Саада Абубакара (Mohamed Sa’ad Abubakar) – лидеров христианской и мусульманской общин Нигерии. Зато в его список не попала Мэгги Гобран (Maggie Gobran), египетская христианка, возглавляющая благотворительную организацию «Дети Стефана» («Stephen’s Children»). Она также была выдвинута членами норвежского парламента, но ее кандидатура может показаться провокационной из-за последних волнений на Ближнем Востоке, вызванных антиисламским фильмом «Невинность мусульман» («Innocence of Muslims»), который был выпущен в США христианином-коптом.

В целом в этом году на Нобелевскую премию мира выдвинут 231 претендент. 43 из них - организации. В число номинантов этого года попали несколько политических лидеров, в частности - Джулио Андреотти, Гельмут Кох и Билл Клинтон, такие организации, как сеть «Нансеновский диалог» (Nansen Dialogue Network), Фонд религиозной свободы военных (Military Religious Freedom Foundation), «Нас волнует судьба работающих детей» («Concerned for Working Children»), «Спасем детей» («Save the Children») и ЮНИСЕФ, а также различные разоблачители, в том числе - израильтянин Мордехай Вануну (Mordechai Vanunu) и американец Брэдли Мэннинг (Bradley Manning).

Комитет объявит о своем окончательном выборе в пятницу утром в Осло. В прошлом году Нобелевскую премию мира разделили между собой три активистки, борющиеся за права женщин: президент Либерии Элен Джонсон-Серлиф (Ellen Johnson Sirleaf), либерийка Лейма Гбови (Leymah Gbowee) и йеменка Тавакуль Карман (Tawakkol Karman), глава организации «Журналистки без цепей» («Women Journalists Without Chains»).

Г-жа Гбови, возглавлявшая в правительстве г-жи Серлиф Комиссию по миру и примирению, ушла на этой неделе со своего поста, обвинив администрацию г-жи Серлиф в коррупции и кумовстве.