Новые достижения России в космосе невозможны без инноваций. Появятся они, только если к космической отрасли получит доступ частный бизнес. Но создать условия для этого мешают неуверенность и бюрократия.
В российской столице в рамках Московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации" состоялся круглый стол, на котором обсуждалась тема участия частного бизнеса в космической отрасли. По мнению российских и зарубежных экспертов, успешная реализация космических проектов невозможна без привлечения коммерческих структур и передачи им части наработанных технологий. Между тем, как выяснилось в ходе дискуссии, государство и бизнес пока не достигли взаимопонимания по целому ряду вопросов. Мешает развитию партнерства и традиционная неповоротливость российской государственной машины.
И представители властей, и эксперты в сфере изучения космоса единодушно заявляют, что российской космической отрасли нужны реформы. Какими они должны быть - ответа на этот вопрос, похоже, пока нет ни у кого.
Чем дальше в космос, тем меньше инноваций
Парадоксальными наблюдениями поделился с участниками круглого стола аналитик некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" Андрей Ионин. Он считает, что по уровню применения инновационных технологий всю историю освоения космоса можно разделить на три этапа. Самым насыщенным в этом смысле периодом оказался наиболее отдаленный - с момента зарождения космической отрасли и до 1969 года. Второй период - с 1970 по 1991 год - обозначен экспертом как инерционный. Последний же этап, продолжающийся до сих пор с 1992 года, - наименее инновационным.
Причины, по словам аналитика, очень просты: в начале 1990-х годов закончилась "гонка вооружений", начался новый исторический период, российская же космическая отрасль оказалась к нему не готова. "Вызов времени" заключался в том, чтобы начать развивать конкуренцию, привлекая частные компании, и поощрять ее, поскольку без конкуренции не может быть и инноваций.
Государство готово делиться, но - с оговорками
Эксперту возразил замруководителя Роскосмоса Виталий Давыдов. По его словам, на заре 1990-х государство выделяло предпринимателям средства на развитие отдельных космических проектов, но без господдержки они быстро "шли на дно". По его словам, правительство готово сотрудничать с бизнесом и сегодня, другое дело, что сам бизнес не всегда хочет вкладываться в долгосрочные космические проекты. "Вернуть вложенные деньги зачастую возможно лишь через 8-10 лет", - объяснил Давыдов.
Нет у чиновников и достаточной уверенности в том, что бизнес, претендующий на получение технологий с целью их дальнейшего развития, полностью к этому готов. "Как только вы докажете, что сделаете это лучше, чем мы, и сможете получавшийся продукт продать, мы отдадим", - заявил замглавы Роскосмоса, обращаясь к предпринимателям. Правда, оговорился он, безусловно, есть отдельные сферы, касающиеся государственных интересов, в которые бизнес допущен быть не может.
Претензии бизнеса
Для прихода частного капитала и вместе с ним инноваций не хватает и системы страхования, считает основатель и президент Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули. "Заработать на космических проектах возможно, когда все проходит успешно, но есть здесь и риски, которые чреваты финансовым провалом", - отметил он. По словам профессора, если бы государство выступило страхователем, появилось бы гораздо больше заинтересованных в партнерстве коммерческих структур.
Спускаясь на российскую землю
Существует и чисто российская специфика, мешающая полноценному развитию партнерства в космической сфере. Президент ГИС-Ассоциации (организация, объединяющая профессионалов в области геоинформационных технологий) Сергей Миллер, полагает, что в России необходимо навести порядок в управлении инновациями. Недопустима ситуация, при которой регулятор и производитель аффилированы. По его мнению, государство должно оставить за собой стратегические вопросы, в то время как на откуп бизнесу можно отдать технологии, которые могут быть полезны для массового потребителя.
И еще одна типично российская проблема связана с бюрократией. Для того, чтобы частные компании могли в будущем эффективно справляться со своей работой, им необходимо использовать накопленный госпредприятиями технологический потенциал. Однако, как рассказала DW Светлана Крутькова, исполнительный директор "НБК-Групп" (компания специализируется на экспертизе результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере), "в настоящее время этот потенциал не может быть коммерциализирован: имеющиеся права не зарегистрированы, отсутствует их учет, не проведена их оценка, невозможно определить лицензионные платежи".
По словам Крутьковой, одной из причин, по которой предприятия отрасли не торопятся с проведением таких работ, является "неоднозначность их толкования налоговыми органами". Так что государству необходимо выработать единую политику стимулирования в этой сфере, заключила эксперт.