По обочинам дорог и на просеках вдоль железнодорожных путей возвышаются сугробы. Река покрыта льдом. Из окна уносящегося вдаль поезда можно наблюдать, как любители зимней рыбалки сверлят лунки во льду и ловят рыбу.

Через несколько минут Екатеринбург — четвертый по величине город России — остается позади, и мы едем по лесу, кажущемуся мертвым. Там лишь сушняк серо-коричневых оттенков.

Белесые стволы раскидистых деревьев не подают признаков жизни. И трудно представить себе, что через несколько месяцев этот лес проснется от зимней спячки и зазеленеет.

Лиза и ее муж Кирилл поехали провожать нас на вокзал. Дождавшись информации о нашем поезде на электронном табло, мы вышли из машины с чемоданами и билетами в руках. Мы шли по бесконечным подземным переходам в поисках нужного нам перрона. Вдруг все стало казаться именно таким, как представлялось во многих фильмах о холодной войне — эпохе, когда люди прощались, зная, что никогда больше не увидятся.

Этот эффект дежавю возник из-за того, что нам встречались лишь люди в серых одеждах. Сплошная серость и холод.

Мы вышли из перехода на платформу без конца и края и шли при температуре воздуха ниже нуля под налитым свинцом небом, с которого сыпалась снежная крупа. Эта картинка вполне могла наблюдаться как сейчас, так и лет шестьдесят назад.

Упаковывая сувениры, купленные перед самым отъездом, и делая последние снимки на перроне без перчаток, я чувствую пронизывающий холод, от которого начинают болеть руки. Добро пожаловать в Россию!

При входе в вагон безупречно одетый проводник в толстом пальто и меховой шапке проверяет наши билеты и документы и позволяет нам пройти.
Еще несколько прощальных объятий, и мы в поезде, следующем на 800 км на запад, в город Казань, находящийся на полпути между Екатеринбургом и Москвой.

Белый мир

Часы показывают чуть более 10 утра. Поезд идет на запад со скоростью 80 км в час, так что в это воскресенье можно отдохнуть, лишь наблюдая, как меняется пейзаж за окном.

Температура в купе 21ºC, и мы сидим в одних рубашках. В России в помещениях очень тепло зимой. Такую расточительность можно объяснить лишь дешевыми энергоносителями, которые в изобилии добываются в Сибири.

Пассажир из соседнего купе выходит в коридор в шортах и шлепках. Этот пляжный наряд совсем не соответствует холоду, которым веет от пейзажа за окном. Здесь можно часто увидеть, как на станциях, где ненадолго останавливается поезд, люди выскакивают покурить на платформу легко одетые, не успевая замерзнуть за то короткое время, пока делают несколько жадных затяжек.

Из окна движущегося поезда внешний мир кажется посыпанным сахарной пудрой, белым порошком, который покрывает все вокруг.

Леса, спящие мертвым сном, сменяются хвойными, где деревья кажутся вдвое больше из-за лежащего на них снежного покрывала. И когда вдруг эта плотная завеса приоткрывается, можно увидеть холмистое поле, похожее на белую извилистую реку. Вдруг эта суровая картина смягчается забавным танцем снежинок, которые падают на землю, весело кружась, сталкиваясь друг с другом, и придают пейзажу за окном небольшой налет легкости.

Интересно, как чувствуют себя те, кто едет семь дней подряд зимой на знаменитом транссибирском экспрессе, смотря на этот одноцветный мир на протяжении 9300 км между Москвой и Владивостоком? Хотя очевидно, что никто не проделывает этот путь за один раз. Интересно выходить на промежуточных станциях, чтобы осмотреть достопримечательности российских городов и деревень, через которые проходит поезд.

Путешествуя на поезде по обширной территории России, понимаешь, как много значат здесь железные дороги как основа интеграции и экономики страны. Это ее нервная система. Также важны поезда, и поэтому этот вид транспорта так распространен.

Протяжённость сети железных дорог в России составляет 85 тысяч километров (электрифицирована только половина). В этой сфере работает около миллиона человек. Железнодорожная отрасль России находилась под контролем государства с момента своего зарождения при царизме, всегда имела более или менее одинаковую структуру и считалась очень надежной. Благодаря такой протяженности, возможности выбора маршрута и времени отправления очень широки, что очень полезно при планировании путешествия. Мы с мужем решили проехаться по короткому маршруту на поезде, чтобы ненадолго погрузиться в истинную атмосферу страны, которая сильно отличается от того, что мы видим в залах ожидания аэропортов.

Через некоторое время после отправления поезда, следующего в Казань, к нам в купе заходит проводник с улыбкой, соответствующей первому классу вагона. Он опять просит наши билеты и объясняет по-русски, где находится вагон-ресторан, туалет, самовар в конце вагона, а также сообщает, что скоро нам предложат кофе, чай и капучино.

Эти билеты в вагон первого класса стоили примерно столько же, как и билеты на самолет. На других железнодорожных маршрутах курсируют поезда класса люкс, но на этом есть лишь вагоны первого и второго класса.

Любой билет на поезд дальнего следования можно купить через интернет на сайте компании РЖД www.russianrailways.com, но затем надо распечатать официальные проездные документы на вокзале. Это важно: нельзя войти в поезд, имея на руках билет, распечатанный на обычном принтере, необходимо получить его в кассах РЖД.

Путешествуя как на длинные, так и на короткие дистанции, пассажир располагается в личном купе с телевизором, тапочками, розетками, газетами и широкими нишами под полками для размещения чемоданов. Но лучшее впечатление о России можно составить, путешествуя в вагоне третьего класса, общаясь с другими пассажирами.

В этих многодневных поездках на поезде, соседи по купе делятся едой, напитками, сигаретами и, конечно же, разговаривают. Даже обладая базовыми знаниями русского языка, можно быть уверенным в том, что по прибытии в пункт назначения у тебя уже будут новые друзья, ты узнаешь семейные истории, и тебя пригласят зайти в гости на обратном пути. Русские люди гостеприимны и готовы выпить водки и поделиться куском хлеба даже с иностранцем, который искренне интересуется их родиной.

По совету моей подруги Наташи, мы купили билеты в купе, расположенное в середине вагона, чтобы мимо него реже проходили в туалет или за кипятком из самовара.

Не прошло и часа с момента отправления, как нас начинают кормить. Сначала нам предлагают кофе эспрессо, капучино или американо. Через пятнадцать минут нам приносят воду в бутылках и сок, яблоки, пакетики с зеленым и черным чаем, шоколад. Поезд проходит еще несколько километров, и в дверях появляется проводница.
 
Девушка в безупречной униформе с широкой улыбкой на лице записывает наши пожелания в отношении обеда. Она рассыпается в любезностях, и заметно старается особо угодить пассажирам из Аргентины, возможно, единственным иностранцам в этом поезде, которому предстоит преодолеть около 1600 км от Екатеринбурга до Москвы. Ну и, конечно же, говорит с нами на русском языке.

Вы будете цыпленка или рыбу? Пока понятно. Другой вопрос: в каком виде мы это предпочитаем. Переспросив ее несколько раз и получив любезные и абсолютно непонятные ответы, я сдаюсь. Кажется, моих знаний русского языка не хватает, чтобы разобраться в кулинарных рецептах. Что же делать? Пусть приготовят по своему вкусу. Цыпленок будет подан с соусом. В этом разобрались. А рыба? Кто знает? А что на гарнир? Ну, тогда и узнаем. С картофелем вполне подойдет, а слово «пюре» понятно.

Но вопросы на этом не заканчиваются. «Когда вам подать обед?— продолжает проводница. Я с уверенностью говорю: «В час». Новый вопрос: «По московскому времени?»

Да уж, такое мне в голову бы не пришло. Но это же очевидно! На протяжении всех 11 часовых поясов, которые пересекают российские поезда, ведется единый счет времени, и московское, то есть столичное время, является естественным ориентиром. То есть везде указывается московское время, будь то время подачи обеда в вагонах первого класса, время, указываемое в билетах, время прибытия поездов на станцию, время отправления, время, называемое в информационных сообщениях, и т.д. И к этому надо привыкнуть, чтобы не опоздать на поезд, выходя на промежуточных станциях, расположенных в разных часовых поясах.

Предложение услуг и провизии продолжается. За проводницей вновь следует проводник с коробкой галет и сладостей. Кроме того, постельное белье и полотенца всегда выдаются в поездах дальнего следования, даже тем, кто путешествует по самому дешевому тарифу.

Шествие персонала завершается появлением начальника поезда, которая здоровается с нами.

Пересекая границы республик

По пути на запад мы пересекаем Уральские горы. Это один из основных карьеров России, где добывают железную руду, титан и другие металлы, используемые в тяжелой и военной промышленности. Из недр этих гор, славящихся своим богатством, также добывают ценнейшие драгоценные и полудрагоценные камни.

Уральские горы невысоки в районе Екатеринбурга, здесь они похожи, скорее, на холмы. Эта горная цепь вытянулась более чем на 2500 км, пересекая Россию с севера на юг, и представляя собой естественную границу между Европой и Азией. Отсюда наше путешествие продолжится по европейской части России, которая составляет около 30% территории страны. 70% занимает Сибирь, географически относящаяся к Азии.

Нам предстоит проехать через три республики: Башкортостан, Удмуртию и, наконец, Татарстан со столицей в Казани. В результате сложного политического деления России, территория этой страны подразделяется на юрисдикции разного административного уровня, среди которых выделяется 21 республика. Республики вправе устанавливать свои государственные языки и имеют свою конституцию. Они обладают культурными, этническими и лингвистическими особенностями, являясь самостоятельными политическими субъектами, но верховная власть принадлежит главе государства, рабочая резиденция которого находится в Кремле.

В социальном и культурном отношении Татарстан — одна из наиболее интересных республик, так как здесь проживают вместе татары и славяне, то есть мусульмане и православные христиане, соответственно. На сегодняшний день эта территория является примером мирного сосуществования традиций и религий до такой степени, что на территории Казанского кремля недавно была построена монументальная мечеть, открытки с изображением которой чаще всего покупают туристы.

Татарстан обладает собственной авиакомпанией и развитой экономикой на зависть другим российским округам и республикам. Это отчасти происходит, благодаря нефтедобыче, а также тому, что через территорию этой республики течет Волга — самая длинная река в Европе и центральная водная артерия России, по которой перевозится большая часть товаров. В Татарстане располагается также завод по производству большегрузных автомобилей КАМАЗ. Экипажи грузовиков этой марки столько раз занимали все ступени пьедестала на ралли-рейде «Дакар», проводящемся в Аргентине.

О том, что можно увидеть, проезжая через эти экзотические республики, мы могли лишь догадываться, определяя на карте маршрут следования поезда, так как на протяжении многих часов и километров снег закрывает все.

Мы также пересекаем бурную Каму. Это единственная река на нашем пути, которая не отдалась во власть низким температурам и бросила вызов морозу. Даже озера замерзли и являют собой наиболее впечатляющее зрелище во время путешествия по России в это время года.

Золотистые лучи

Так, попивая чай из самовара и поедая горький шоколад, медленно и безмятежно мы проводим воскресенье на пути в Казань — один из самых древних городов России, еще более древний, чем даже Москва. Два года назад я увидела фотографию городской стены, снятую со стороны Волги, и мне захотелось поехать туда. И вот мы направляемся в этот город, беспокоясь, что наша обувь не выдержит прогулок по такому глубокому снегу.

Часов через восемь небо начинает проясняться, и золотистые лучи озаряют покрытые снегом леса. Создается ощущение тепла, но не стоит обманываться. Мороз не отступает, а солнце хоть и светит, но вовсе не греет.

Сложно узнать нашего проводника, стоящего не только в пальто, но и в шапке на платформе вокзала Агрыза (уже в Татарстане). Он отказывается фотографироваться, поворачиваясь спиной.

Агрыз — самая красивая станция на нашем пути следования из Екатеринбурга. Желтое здание с зеленой крышей и башенками, напоминающими англиканскую церковь, стоит перед огромной паутиной железнодорожных путей, что свидетельствует о большом количестве поездов, проезжающих через этот населенный пункт.

Над путями летают по определенной траектории три или четыре ворона, черные как ночь. Это одни из немногих птиц, которых мы увидели за время пути. Создается ощущение, что более мелкие птахи не выдерживают низких температур.

Смотря на такое количество снега, не понимаешь, как же он может растаять так быстро к приходу лета. И также становится ясно, почему, как только температура начинает повышаться, российские города покрываются цветами. Надо скорее похоронить серость зимы! Не так много времени придется наслаждаться длинными днями и солнцем, которое не успевает позолотить бледную кожу российских женщин.

Путешествие постепенно подходит к концу. Но небо поголубело, и кажется, что жизнь начала медленно возрождаться.

Около 9 вечера мы приезжаем в Казань. Здание вокзала из красного кирпича конца XIX века было отреставрировано несколько лет назад. Нас ждет Кремль, мечеть Кул-Шариф — одна из самых больших в Европе после Стамбула, прекрасные православные церкви и университет, где учился Ленин. Поездку по Волге придется отложить до тех времен, когда растает лед и откроется навигация.

Наше путешествие длилось 13 часов, остается еще 12, чтобы доехать до Москвы. Это совсем немного по сравнению со 143 часами, за которые мы могли бы пересечь всю Сибирь и доехать до побережья Японского моря.

С большой скоростью, с комфортом, со 120 остановками

В России сильна традиция путешествий по железной дороге, а транссибирский экспресс известен многим иностранным туристам. Но есть и другие возможности туристических поездок на поезде на более короткое расстояние и даже из европейских столиц с прибытием в Москву или Санкт-Петербург.
Например, 20 поездов ежедневно курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом — двумя бывшими столицами Российской империи. В этом сегменте наибольшим спросом пользуются высокоскоростные поезда и поезда класса люкс. Наиболее комфортабельными считаются вагоны класса люкс поезда «Гранд Экспресс».

Также есть фирменный двухэтажный поезд, где предлагаются лишь купе второго класса (на 4 человек), «Экспресс», «Мегаполис», «Красная стрела», «Сапсан», «Смена-А. Бетанкур» или «Две столицы». Имеющиеся варианты можно посмотреть на сайте www.russianrail.com/moscow-to-st-petersburg-trains.html.

Прямое железнодорожное сообщение поддерживается с 14 европейскими городами, включая Париж, Берлин, Милан, Вена и Будапешт.

Что касается транссибирского экспресса, традиционное обслуживание предлагается в поезде «Россия», который следует из Москвы до Владивостока через всю Россию. Время следования составляет 143 часа (шесть дней), поезд останавливается на 90 станциях. Еще один вариант — поезд № 100/099, который идет на 20 часов дольше и делает 120 остановок. Или же просто можно покупать билеты на разные отрезки этого пути, в зависимости от того, какие города вы хотите посетить.

Билеты можно купить через интернет с оплатой банковской картой. Скидки предоставляются при бронировании не менее, чем за месяц до поездки. Например, цена билетов на апрель (низкий сезон) варьируется от 788 долларов (первый класс) до 267 долларов (третий класс), в зависимости от поезда, за 9300 км.

В обычных поездах дальнего следования есть места на любой карман, но не везде предлагается все четыре класса. В поездах класса люкс и первого класса купе рассчитано на двух пассажиров. Различие между вторым и третьим классом состоит в том, что в первом случае в купе размещается четыре человека, и в нем имеется дверь. В вагонах третьего класса нет закрывающихся купе, полки располагаются в открытом пространстве вагона, где невозможно уединиться. Есть также поезда типа «pullman», с мягкими удобными креслами, но обычно они используются для поездок на короткие расстояния.