Я вышел на улицу и сразу же почувствовал боль в лице. Температура воздуха −30°. В этом году на Камчатке особенно холодная зима. Регион долгое время не развивался в силу географических причин: Москву отделяет от Камчатки больше шести тысяч километров.

Однако после распоряжения президента Путина о развитии Дальнего Востока отдаленный регион, для которого были характерны экономический застой и отток населения, начал постепенно меняться. Этому способствует технологическое сотрудничество с Японией.

Петропавловск-Камчатский, центральный город полуострова, — военный порт, доступ в который раньше был ограничен. Поскольку город расположен недалеко от Хоккайдо и выхода в Тихий океан, российские власти намерены развивать его в качестве туристического центра и важного транспортного узла Северного морского пути.

Северный морской путь — это кратчайший маршрут, связывающий Японию, Китай и Южную Корею с Европой. Пройти по этому пути могут специальные ледокольные суда с усиленной конструкцией. Такие суда отличает большой расход топлива. В Петропавловске-Камчатском российские власти планируют перегружать контейнеры с ледокольных на обычные суда.

Девелоперская компания, учрежденная местными властями, привлекает иностранный капитал к строительству контейнерного терминала. Замдиректора компании Михаил Костенец сообщил, что в ближайшее время начнется детальное обсуждение проектов с Китаем и РК.

Из порта виден большой вулкан, похожий на Фудзияму. В последние годы в порт часто заходят круизные лайнеры из Японии и других стран. К концу года планируется завершить строительство нового пассажирского терминала.


Проехав 700 километров по грунтовой дороге на север от Петропавловска-Камчатского, я прибыл в Усть-Камчатск. Дальше дороги нет.

В этом небольшом рыбацком поселке работают три ветряных электростанции японского производства, результат российско-японского сотрудничества в области энергосбережения. Проект возглавила японская компания NEDO. Строительством занимались такие японские компании, как Komaihaltec и другие. NEDO инвестировала 1,2 миллиарда йен. Строительство было завершено в сентябре прошлого года.

Электростанции обеспечивают стабильные поставки электроэнергии в отдаленные регионы.

Поселок питается от дизельных электростанций советского производства. Топливо дорого само по себе, к тому же необходимы средства на его доставку. В плохую погоду поставки прерываются, и поселок остается без электричества. Местная энергетическая компания надеется на то, что ветряные электростанции будут покрывать 20-30% энергопоставок, благодаря чему удастся значительно сократить расходы.

Виктор, инженер государственного предприятия в Усть-Камчатске, заметил, что после установки ветряных электростанций поставки электроэнергии стабилизировались. Теперь перебоев с электроэнергией почти нет.

На рисунках детей из поселка изображены ветряные электростанции. Они верят, что родной край будет развиваться.