На нем белый халат и шапочка. В правой руке он держит небольшую электрическую дрель. В одной из мастерских Якутска я встретился с мастером-косторезом Константином Мамонтовым, который внешним видом напоминает стоматолога.

«Смотри», — говорит Константин. Он берет небольшой кусок бивня и включает дрель, надев увеличивающие линзы.

Кусок бивня на глазах превращается в двухсантиметрового мамонта. Константин прикрепляет к фигурке заготовленные заранее бивни размером с кончик зубочистки — и за 15 минут мамонт готов.

Такие фигурки продаются в местных сувенирных лавках по тысяче рублей за штуку.

Возможно, фамилия Константина благоприятно сказалась на том, что уже 25 лет он занимается резьбой по кости. Он также преподает это традиционное искусство, существующее в Сахе с XVIII века.

Кроме фигурок мамонтов Константин изображает местных мифологических героев, оленей и белых медведей.

Также он хотел бы пообщаться с японскими мастерами-косторезами, которые славятся своим высоким профессионализмом.


«Для фигурок из Сахи характерна простота. У них есть что-то общее с японскими нэцкэ», — говорит г-н Мамонтов.

Тем не менее можно заметить, что Константин работает в непростых условиях.

В прошлой статье я отметил, что после запрета на торговлю слоновой костью, введенного в 1989 году в Китае, где изделия из слоновой кости пользуются большой популярностью, вырос спрос на бивни мамонта.

Китай обладает глубокой историей резьбы по кости: это искусство отполировалось за долгие годы подношения подарков у китайских династий.

Когда появилась возможность приобретать большие бивни мамонтов, огромной популярностью стали пользоваться украшения, на которых вырезаны сцены из истории Китая, драконы, а также корабли флота Чжэн Хэ.

Подобные украшения стали символами процветания и оказались востребованы среди богатых людей, которые появились в результате экономического роста, и компаний. Цена некоторых украшений достигает нескольких сотен миллионов йен.

Простым фигуркам, которые делает Константин, было непросто попасть на китайский рынок, где популярны яркие украшения. В результате ему приходится продавать свою продукцию по низкой цене на российский рынок. Поэтому в поисках нового рынка он обратил свое внимание на Японию.

Но этот путь также не прост.

Через некоторое время после запрета на торговлю слоновой костью японские торговцы, занимавшиеся изделиями из слоновой кости, посетили Россию. Они хотели выяснить, смогут ли бивни мамонта стать хорошей заменой.

«Тем не менее большая часть бивней, погребенных в вечной мерзлоте, была хрупкой. При резке они искривлялись. Поскольку Россия не смогла обеспечить стабильные поставки качественной продукции, бивни мамонта не получили широкого применения в Японии», — вспоминает председатель Токийской ассоциации изделий из слоновой кости и ремесел Тосио Окума (Toshio Okuma).

Возможно, именно поэтому изделия из бивней мамонта не считаются в Японии товаром высокого класса, хотя спрос на печати из этого материала и нэцкэ тайваньского производства по разумной цене есть.

Япония больше всех других волнуют материал и качество. Вряд ли г-н Мамонтов преуспеет на этом поприще.