Западные ценности многие считают универсальными, но далеко не все. Кто же прав? Об этом идет речь в книге «История Запада», автор которой удостоен престижной литературной премии.

16 марта вручается одна из самых престижных литературных премий в Германии. «За вклад в европейское взаимопонимание» ее удостоен немецкий историк Генрих Август Винклер за свой четырехтомник «История Запада». Награда будет вручена сегодня вечером, в рамках торжестенного открытия Лейпцигской книжной ярмарки, которая пройдет с 17 по 20 марта. О чем же его книга?

О книге и об авторе


Насколько приживаются западные ценности в мире после падения «железного занавеса», краха СССР и его сателлитов? И что такое вообще «западные ценности»?— такими вопросами задается один из самых известных немецких историков, уроженец Кенигсберга (ныне Калининграда) Генрих Август Винклер (Heinrich August Winkler) в книге «История Запада». Четвертый, заключительный том этого фундаментального исследования вышел в 2015 году и широко обсуждался в немецких СМИ.

Высокую оценку этой работе дали, в частности, газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung и Die Zeit, которые называют ее уникальным и всеобъемлющим источником информации о формировании и развитии политических систем.

Заключительный том «Истории Запада» посвящен последней четверти века, от мирных революций в бывших соцстранах до наших дней, о которых Винклер рассказывает, как написал один из немецких рецензентов, «на редкость захватывающе и детально». Анализируя политическое развитие государств бывшего «восточного блока», Винклер уделяет особое внимание бывшим республикам СССР. В частности, он анализирует внутренние факторы — национальные, экономические, общественно-политические, — которые привели к развалу СССР и краху восточноевропейской социалистической модели в 1989-1990 годах.

Похоже, что многие (в том числе на Западе) об этом подзабыли. А модель эту характеризовали отсутствие подлинной свободы и демократии, административно-командная система управления, неконкурентоспособная экономика… Утратившая поддержку народа власть и закостенелая, не способная к самоорганизации политическая система нежизнеспособны и рано или поздно обречены на провал. Поэтому распад СССР был логически и исторически обоснован, считает ученый.

Нормативная база демократии

Но, естественно, немецкий историк постоянно возвращается, так сказать, к истокам, то есть к тому, как сформировалось то, что считается основами западного мира и западного мировоззрения. Нормативная база этого мировоззрения была заложена Великой французской революцией 1789 года и Американской революцией 1776 года. Речь идет о неотъемлемых правах человека, о разделении властей, главенстве права, суверенитете народов и репрезентативной демократии, пишет Винклер.


По его глубокому убеждению, западные ценности — это не просто некий словесный штамп в устах политиков. Это результат самых разных идеологических влияний, острых политических и общественных столкновений, которые за несколько столетий привели к выработке формации, которую мы называем демократией, — без каких-либо «уточняющих», а на самом деле уничтожающих демократию определений типа «управляемая».

После Второй мировой войны, когда идеи правового государства и демократического контроля закрепились в западном обществе, рассказывает Винклер, здесь существовала уверенность, что эти ценности универсальны и годятся для всех народов. В действительности же западные представления в немалой степени отличаются от тех, что присущи другим цивилизациям, подчеркивает немецкий историк и приводит в пример, в частности, постсоветские государства.

Сомнительный монолит

Собственно, и сам так называемый «Запад» вовсе не является гомогенным образованием. Стремление к «монолиту» противоречило бы самой его природе. Поэтому, убежден Винклер, не следует удивляться множеству внутренних противоречий, которые мы наблюдали в прошлом и наблюдаем сейчас. Достаточно вспомнить, например, недавнюю войну в Ираке, когда Германия и Франция, отказавшиеся участвовать в американской операции, достаточно резко осудили политику США. Все это, однако, не меняет принципиального общего отношения к ценностям западной цивилизации.

Не может изменить этого отношения и определенное разочарование в их универсальности. Демократические постулаты разделяет сегодня лишь незначительная часть населения планеты, констатирует немецкий историк. Геополитическое влияние Запада также становится слабее. Западные ценности, так сказать, теряют в цене. Западу противостоят сейчас «мощные авторитарные общественные формации в лице Китая и России» и «разрушительный потенциал рвущего к власти исламского экстремизма», подчеркивает Винклер. «Джихадизм» и военную агрессию Путина против Украины он считает особенно опасными угрозами не только для европейской «архитектуры безопасности», но и в целом для содружества государств во всем мире.

Да, «нормативный проект Запада» по распространению демократических ценностей изменил мир. Но предлагая свои идеалы незападным культурам, Запад зачастую сталкивается с негативной реакцией, с противодействием, что в итоге приводит к новым конфликтам. Впрочем, способность к «беспощадной самокритике» и к «самообучению» столь же естественно присущи Западу, как и его демократические структуры, резюмирует на страницах своей книги немецкий историк Генрих Август Винклер. Так что хоронить их еще рано.