Юрки Коулумиес (Jyrki Koulumies) разочарован тем, что нынешнее поколение плохо знает историю и недооценивает ее важность. Википедия рассматривает только политический аспект восточной торговли Финляндии, не учитывая ее экономическую составляющую, пишет Юха Пиккарайнен (Juha Pikkarainen) в своей рецензии на книгу.

В публичных дискуссиях России не дают пощады. Если американцы пришли в Финляндию «переночевать со своими игрушками» (имеются в виду проводимые в течение весны с. г. на территории Финляндии учения с участием вооруженных сил США — прим. пер.), как некоторые говорят, то россияне вовсе пришли как незваные гости. В то же время, многие забывают, что во время президентства Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) в 70-х годах прошлого века финны отказались от участия в совместных с СССР военных учениях, хотя обычно считается, что финны всегда выслуживались перед восточным соседом. В дискуссиях принижается значение восточной торговли для Финляндии, начиная с послевоенного периода и вплоть до распада СССР. По мнению самых жестких критиков, речь идет о затянувшейся выплате военных репараций Советскому Союзу. Так как же обстояли дела на самом деле?

Не так давно вышла очень нужная книга, рассказывающая о восточной торговле Финляндии в 1950 — 1989 годы. Книга называется «Все ездили на „Ладах“. Краткий справочник по восточной торговле». Ее автор — Юрки Коулумиес. Выпустило книгу издательство Siltala. Юрки Коулумиес работал корреспондентом финской газеты Uusi Suomi в Москве в 1977 — 1980-е годы. Помимо работы в газете он работал журналистом BBC и был начальником отдела актуальных новостей финской телерадиокомпании Yle. Его нельзя назвать просоветски настроенным человеком, поскольку он активно помогал скрипачке Виктории Мулловой совершить побег из Советского Союза на Запад в 1983-м году.

Сначала Финляндия послушно выполняла условия мирного договора


Коулумиес разочарован тем, что нынешнее поколение плохо знает историю и недооценивает ее важность. Даже Википедия рассматривает только политический аспект восточной торговли Финляндии, и не называет ее экономической деятельностью. Автор рассказывает историю о торговых отношениях России и Финляндии, которая связана с его родственниками. Кустаа Толви (Kustaa Tolvi) занимался продажей масла из финской области Сатакунты в Санкт-Петербург в 1880-х годах. Понемногу Толви расширил продажу масла и стал продавать его и в западные страны. Прадед автора книги справедливо считал, что не стоит ставить все на одну карту. Бизнес должен быть разносторонним и деятельность нужно развивать равномерно в разных направлениях. Так же считали президенты страны Паасикиви (Paasikivi) и Кекконен (Kekkonen), когда продумывали развитие торговых отношений Финляндии в послевоенный период.

Торговля с СССР существовала уже в 1930-х годах, но ее доля составляла лишь один процент от всего объема товарооборота Финляндии. Она заключалась в лесоторговле: привезенную из Советского Союза древесину распиливали в Финляндии и продавали дальше в Европу. Восточная торговля начала активно развиваться, когда Финляндии пришлось выплачивать СССР военные репарации (согласно Парижскому мирному договору, репарации могли выплачиваться в форме поставки различных товаров в течение 8 лет). Вначале Финляндия тщательно соблюдала условия мирного договора, но со временем поставка машин и техники переросла в двустороннюю торговлю между странами. В торговых отношениях Финляндия стремилась соблюдать баланс, то есть импорт и экспорт старались поддерживать на одном уровне.

Рабочие места в СССР имели большое значение для рабочих Лапландии


Целью Сталина было прочно привязать Финляндию к СССР торговыми отношениями, то есть попытаться сделать Финляндию полностью зависимой от сырья Советского Союза, например, от нефти и каменного угля. В этом восточный сосед не преуспел. Финская промышленность продемонстрировала способность приспосабливаться. СССР, со своей стороны, во время существования активной восточной торговли не стал продвинутым производителем машин и технологий, и лишь нефть оставалась важнейшей статьей дохода. Зависимость от нефти продолжается и в путинской России.

С болью в сердце вспоминаются грандиозные строительные площадки в советских городах Пяаярви, Костомукше и Светогорске, на которых работало огромное количество финнов. Все началось с севера. Финская энергетическая компания Voima, расположенная в финском городе Иматре, выполняла ремонтные и реставрационные работы на гидроэлектростанции на реке Патсойоки в 1950-х, а в 1960-х строили гидроэлектростанцию на реке Туломе. Эти стройки дали много рабочих мест для жителей Лапландии.

С помощью статистики автор развенчивает миф, о котором говорится в названии книги, «Все ездили на Ладах». Хотя у меня самого три «Лады», доля ежегодно продаваемых в Финляндию автомобилей этой марки составляла лишь 7%. О нашествии «Лад» нельзя говорить, поскольку, согласно статистике продаж, она была в лучшем случае только на третьем месте.

Восточная торговля способствовала быстрому росту экономики Финляндии


В своей книге Юрки Коулумиес подчеркивает, что восточная торговля играла ключевую роль в повышении благосостояния финнов. Благодаря ей в Финляндии наблюдался быстрый экономический рост, который в 1970-х составил более пяти процентов. Восточная торговля приносила пользу не только работающим гражданам Финляндии, она улучшала экономическую ситуацию в стране в целом. Судостроительная промышленность, переживающая сейчас трудные времена, была в те времена одной из ведущих отраслей. Оплату заказов по строительству кораблей получали значительно раньше, чем сейчас, да и заказов было очень много. Многим руководителям предприятий было стыдно за огромные прибыли и легкость совершаемых сделок при заключении долгосрочных торговых договоров.

Особенно важно познакомиться с книгой Юрки Коулумиеса людям, которые клевещут на старую восточную торговлю. Благодаря ей они смогут пересмотреть свои закоснелые представления.