Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Советско-финские войны 1939 — 1944 годов всё ещё с нами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Документальный фильм «Война и душевный мир» рассказывает о переживаниях фронтовиков в годы советско-финских войн. Режиссёр Ари Матикайнен делает акцент не на военную историю или политику, а на личные переживания солдат. Политика и важнейшие эпизоды войны показаны режиссёром через письма фронтовиков и мнения специалистов по советско-финляндским войнам.

Документальный фильм «Война и душевный мир» рассказывает о переживаниях фронтовиков в годы советско-финских войн. Фильм вышел в прокат в пятницу, ранее демонстрировался на специализированном финском фестивале документальных фильмов.

Финский документальный фильм «Война и душевный мир» (намек на «Войну и мир» Толстого) режиссёра Ари Матикайнена (Ari Matikainen) рассказывает о советско-финских войнах, которые закончились больше семидесяти лет назад. Режиссёр делает акцент не на военную историю или политику, а на личные переживания солдат.

Политика и важнейшие эпизоды войны показаны режиссёром через письма фронтовиков и мнения специалистов по советско-финляндским войнам.


Фильм состоит из трёх пластов. Основу фильма составляют эпизоды из военных фильмов и военные фотографии, на которые наложены следующие пласты. Второй пласт — зачитываемая переписка фронтовиков. Третий — рассуждения академиков.

Зрительные образы в фильме не комментируются. Матикайнен говорит, что главного героя в фильме нет. «Архивные материалы, письма и мнения специалистов должны пробудить в зрителе собственное восприятие войны».

Личные переживания зрителя выносятся на первый план

«Главного героя зритель создаёт себе сам, ведь его дедушка, отец или какой-то другой близкий родственник тоже участвовал в войне».

Сам Матикайнен говорит, что во время работы над фильмом он думал о войне через призму личных переживаний. «Я хотел пропустить эту тему через себя и посмотреть, как война повлияла на моих бабушку и дедушку, родителей, на мою семью, и через них — на меня», — объясняет Матикайнен.

«Война по-прежнему с нами. В ней всё время ищут что-то новое, отыскивают пропавших людей. Военные события в фильме отодвинуты на задний план».

«Конечно, я не стремился к тому, чтобы забыть войну. Но это сделано для того, чтобы можно было сосредоточиться на нынешнем дне и на будущем. И увидеть вещи такими, какими они действительно являются, чтобы шлейф войны не мешал нашему восприятию».

Понять беженцев


По мнению Матикайнена, и в мирное время слышны отголоски прошлой войны. Они могут помочь нам сейчас понять воюющие народы и людей, бегущих от войны.

«Нужно задуматься о том, как война влияет на людей и страны».

Об этом же рассуждает подполковник Юха Мялкки (Juha Mälkki). Он — ребёнок карельских переселенцев, мать которого была военным беженцем в Швеции.

«Я много плакал, пока смотрел этот фильм, особенно когда речь шла о проблеме финских беженцев».

Мялкки говорит, что война — очень важная тема для осознания себя, а также для понимания происходящего в мире. «Мы постоянно читаем новости о войне. Но едва ли мы сможем почувствовать, через что проходят люди, которые с этим столкнулись, и отдать дань этим переживаниям. Когда к нам приезжают беженцы из других стран, понимаем ли мы хоть немного то, через что им пришлось пройти? Можем ли мы это себе представить?»

Военное сотрудничество с фашистской Германией — больной вопрос

В фильме доцент Маркку Йокисипиля (Markku Jokisipilä) говорит, что даже в наши дни союзничество фашистской Германии и Финляндии является больным вопросом.

«Все разговоры о Советско-финской войне 1941-1944 годов имеют политический оттенок. Но, конечно же, это военное сотрудничество с Германией без стеснения можно назвать союзничеством».

Военное сотрудничество фашистской Германии и Финляндии можно объяснить разными причинами, как разумом, так и чувствами. Йокисипиля считает, что финская интеллигенция и политическое руководство были в восторге от передовых страны Европы, так что это сотрудничество не было чем-то странным.

Принимающий участие в фильме доцент Туомас Тепора (Tuomas Tepora), изучающий военную культуру, говорит, что война составляет важную роль финского самосознания, хотят того финны или нет.

«Это сейчас Третий рейх воспринимается в массовой культуре как воплощение зла, и многим тяжело понять, как Финляндия могла тогда иметь с ним что-то общее».

Национальная задача


Матикайнен говорит, что в фильме также идёт речь о том, что война делает с человеком.

По его словам, фронтовики писали письма сослуживцам и домочадцам о том, как они выживали. Личное содержание переписки заставляет зрителей ощутить лично переживания войны. В этих письмах есть ужасы войны, их недооценка, страх, недоверие и психические проблемы.

У военных психиатров, набранных из гражданских, обычно не было представления о фронтовых условиях. Они не знали, что значит чувствовать постоянно, что смерть рядом. Военные психиатры считали своей национальной задачей заботу о сохранении боеспособности армии.

По словам Мялкки, проблемы с психическим здоровьем имели основой собственные заболевания солдат. Война не была их причиной. «Как обычные психические проблемы, так и необычные военные неврозы были вызваны наследственностью, особенностями характера и интеллекта, нервными слабостями и другими причинами».