Москва — Правительство президента Владимира Путина продолжает свое наступление на свободу слова в России, запугивая независимых журналистов, выступающих с критикой в адрес Кремля, и вынуждая их покидать страну, как сообщают различные наблюдательные организации, работающие в сфере СМИ.

«Я никогда не мог представить себя работающим на иностранное русскоязычное информационное агентство. Я считал, что это больше подошло бы для эпохи холодной войны», — сказал журналист Олег Кашин, критик Путина, которого в 2010 году избили у подъезда его собственного дома в Москве. Его дело так и не было раскрыто. В 2012 году его уволили из российской газеты, где он работал, и он до сих пор не может найти себе постоянную работу в российских СМИ.

«Я обнаружил, что многие мои коллеги находятся в такой же ситуации, и сейчас я уже не чувствую себя таким одиноким, каким я был еще полгода назад», — добавил он.

Три ведущих редактора РБК, одного из крупнейших в России информационных агентств, были уволены после публикации репортажа об активах, которые якобы принадлежат Путину. Это стало очередным эпизодом масштабного наступления на свободу слова.

Их увольнение произошло спустя несколько дней после того, как полиция завела уголовное дело против руководства РБК по обвинению в хищении. В апреле российские власти провели рейд в офисах группы ОНЭКСИМ — холдинга, который контролирует РБК и принадлежит российскому миллиардеру и владельцу клуба Brooklyn Nets Михаилу Прохорову.

«У меня нет знания, что это связано с редакционной политикой РБК, но есть глубокая убежденность в том, что это так и есть», — написал один из уволенных редакторов Максим Солюс на своей странице в Фейсбуке в тот день, когда он и двое других редакторов были уволены. После увольнения он и его коллеги отказались давать интервью.

Представитель Путина Дмитрий Песков опроверг информацию о том, что увольнение редакторов было связано с давлением Кремля, и добавил, что правительство не вмешивается в редакционную политику.

Однако журналисты оспаривают это его заявление. Действия, направленные против РБК, по сути, являются попыткой устранить медиа-лидера, как сказала Галина Тимченко, генеральный директор независимого информационного онлайн-издания «Медуза». По ее словам, правительство «не допустит появления еще одного лидера».

Тимченко рассказала, что в 2014 году ее уволили с поста главного редактора независимого информационного сайта Lenta.ru в результате такого же давления со стороны правительства на владельца этого сайта. С тех пор она стала совладелицей «Медузы», которая работает на территории Латвии.

Как сообщает «Медуза», за последние пять лет главные редакторы как минимум 12 других российских информационных изданий были уволены из-за давления правительства.

«Все это приобретает масштабы политики абсолютной нетерпимости ко всему, что не зависит от правительства, — сказала Маша Липман (Masha Lipman), главный редактор журнала «Контрапункт», который публикуется университетом Джорджа Вашингтона. — Это сигнал для всех, кто занимает альтернативную позицию, сигнал, который говорит, что это не только опасно, но и бессмысленно».

Увольнения в руководстве РБК стали продолжением цепочки атак и запугиваний журналистов и блогеров. На прошлой неделе власти Крыма, который Россия аннексировала в 2014 году, заблокировали сайт, выступавший с критикой аннексии, за «действия, направленные на дестабилизацию территориальной целостности России», как говорилось в заявлении местной прокуратуры. Перед тем как сайт заблокировали, в домах нескольких журналистов, связанных с этим сайтом, были проведены обыски. Один из этих журналистов — Николай Семена — в настоящий момент находится под следствием за публикацию «экстремистского» контента.

Ранее на этой неделе оппозиционный лидер Алексей Навальный и несколько членов его некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией», находившиеся в черноморском городе Анапа, подверглись нападению казаков — полиция не предприняла никаких действий, чтобы предотвратить этот инцидент. Один из товарищей Навального, журналист Артем Торчинский, был госпитализирован с травмой головы.

6 мая инженера-механика из Тверской области приговорили к двум годам в исправительной колонии за публикацию в социальной сети «ВКонтакте» двух постов, в которых он критически высказался об аннексии Крыма. Как сообщает правозащитная организация «Агора», число людей, подвергшихся уголовному наказанию за их интернет-деятельность, выросло почти в два раза, со 103 в 2012 году до 203 в 2015 году.

Все эти шаги являются частью кампании по устранению независимых голосов, как сказал Константин фон Эггерт, политический комментатор независимого телеканал «Дождь».

«В настоящее время увеличивается число красных линий, которые журналистам нельзя пересекать», чтобы, по его словам, предотвратить рост недовольства перед парламентскими выборами, намеченными на осень этого года. Прошлые выборы — в 2011 году — спровоцировали беспрецедентные акции протеста против правительства Путина, которые в свою очередь и стали причиной наступления на оппозицию и независимые СМИ.

Телеканал «Дождь» столкнулся с подобным давлением в январе 2014 года, когда поставщики кабельных услуг начали исключать «Дождь» из своих пакетов, после довольно противоречивого опроса о том, стоило ли сдать Ленинград нацистам в период Второй мировой войны, чтобы избежать блокады, стоившей жизни 750 тысячам мирных жителе. «Все понимают, что в любую минуту может что-то произойти, — сказал фон Эггерт. — Они в любой момент могут лишиться работы».

Сергей Марков, прокремлевский политический аналитик, считает, что ситуация с увольнениями в РБК — это напоминание о том, что «не стоит затрагивать лично Путина».

«Как только вы это сделаете, начнет реагировать вовсе не сам президент, — добавил Марков. — Это сделает элита».