На днях Spiegel Online сообщил, что с прошлого сентября операция Евросоюза «София» по борьбе с нелегальными перевозчиками людей в Средиземном море спасла жизнь 13 тысячам беженцев.
Звучит, как хорошая новость. Но не все так просто. Большинство беженцев отправились в море от берегов Ливии, и, как заметил Spiegel, ливийские контрабандисты стали использовать европейскую операцию в своих бизнес-целях.
Некоторые рассчитывают лишь отправить лодку за пределы 12-мильной зоны ливийских территориальных вод. Оказавшись в нейтральных водах, они сразу посылают сигнальную ракету, и патрульным кораблям ЕС приходится спасать пассажиров лодки. Согласно международному праву, их отправляют в страну ЕС, то есть в Италию. Там беженцы требуют убежища, и, даже получив отказ, могут рассчитывать на то, чтобы остаться. Родные страны не принимают их назад автоматически: во многих случаях ни они, ни ЕС не расследуют, гражданами какой страны являются беженцы.
Европейская операция «София» стала классическим примером того, что в теории игр называется моральным риском: если человек знает, что его спасут, он действует не так, как если бы не подозревал об этом. Грубо говоря, чем больше беженцев спасает ЕС, тем больше отправляются по морю к его берегам. Чем более эффективна операция, тем больше людей отваживаются сесть в ненадежную надувную лодку вместо прочного корабля в надежде, что плыть придется не так уж и долго, потому что ЕС придет на помощь.
Большинство беженцев, переправляющихся через Средиземное море, осознают, что это смертельно опасно, что бы ни говорили нелегальные перевозчики. Им известны не только успехи, но и неудачи операции «София». В апреле по пути в Италию утонули 400 человек, на прошлой неделе — более 700. Вероятно, страх все же снижает количество прибывающих в Италию, ведь в течение нескольких недель после трагедии гораздо меньше людей отправляются в море.
Как бы то ни было, в марте в Италию прибыло почти в четыре раза больше беженцев, чем год назад, но в апреле и мае, когда сотни человек утонули, прибывших оказалось меньше, чем в прошлом году. Совокупный поток мигрантов из Северной Африки в Италию не сильно отличается от прошлогоднего. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2015 году по морю прибыли 153 тысячи 842 человека, в 2016 году — пока 46 тысяч 714 человек.
Однако никто не сомневается, что поток беженцев в Италию увеличился бы многократно, если бы люди были точно уверены, что переживут плавание.
Беженцы, приплывшие в Италию в последние месяцы, — не сирийцы, афганцы или иракцы, которые отправились в Ливию, когда потеряли последнюю надежду попасть в Евросоюз через территорию Турции. Напротив, почти все они — уроженцы Нигерии, Гамбии, Сомали, Кот-д’Ивуара, Мали, Эритреи, то есть субсахарной Африки, где живут самые бедные и в то же время самые быстро растущие народы. ООН предупреждает, что в ближайшие десятилетия население региона может вырасти почти на миллиард. Например, число жителей Нигерии, самого густонаселенного африканского государства, с 2010 по 2030 год увеличится, по прогнозам, на 62% и достигнет 258 миллионов человек.
По этой причине совершенно необходимо, чтобы операция «София» в первую очередь боролась с нелегальными перевозчиками людей, а не поддерживала их бизнес-модель. В ближайшие недели ЕС постарается получить разрешение ливийских властей на работу в территориальных водах страны, где можно останавливать контрабандистов и их суда, но не отправлять беженцев в Италию. Но заключить такой договор непросто — по нескольким причинам.
После свержения Каддафи Ливия стала государством, где постоянно идет борьба за власть между несколькими жестокими местными кланами. Новое правительство не в состоянии полностью контролировать береговую линию. И ЕС в переговорах с Ливией снова сталкивается с моральным риском: чем больше трудностей для Европы, тем больше выгоды извлекает Ливия. Ведь не ливийцы бегут в море.
Новые ливийские власти косятся на договор ЕС и Турции, дающий Эрдогану право на помощь в размере от трех до шести миллиардов евро в качестве благодарности за готовность взять беженцев обратно. При этом ливийское правительство прикидывает, во что ему обойдется уничтожение одной из самых выгодных индустрий в разоренной войной стране. Ливии нужны друзья, а не враги. Надо заставить контрабандистов объединиться с конкурентами в Ливии.
Сценарий как две капли воды похож на уже известную нам ситуацию, только вместо Греции, Турции и беженцев с Ближнего Востока в нем Ливия, Италия и африканцы.
Анна Либак — редактор Berlingske, ведет колонку Global Kalender о международной политике. Изучала русский язык и обществоведение в университете Орхуса, работала корреспондентом Berlingske в Москве.
Комментарии читателей
Anders Munch 14:14 01.06.2016
«Поражаюсь глупости. Ничто, кроме насилия, не остановит нашествие мигрантов на Европу. Каддафи применял насилие, теперь его нет, и Европа должна применить силу либо заплатить другим, кто это сделает. Никуда не денешься. Если не применять силу, то Европу наводнят мигранты с низким IQ, которые сами начнут использовать силу против европейцев. Как ни посмотри на эту „дилемму“, насилие — единственный выход. Бороться с нелегальными перевозчиками так же бессмысленно, как с наркоторговцами. Они будут всегда, пока есть спрос. Прекратите давать убежище, вышвырните всех обратно на берега Ливии, всех мужчин, женщин и детей. Через несколько недель до них дойдет, и они перестанут идти в море. Но насилие не прекратится, потому что продолжится взрывной рост населения, но они будут применять силу друг к другу в своих странах, а не в Европе. В моей аргументации нет ни единого логического пробела. Если есть, покажите, где».
Jakob Rasmussen 13:59 01.06.2016
«Проблема в беднейших странах, откуда родом большинство беженцев и мигрантов, в их хронической перенаселенности, а перенаселенность — это следствие неравноправия полов. Если плодовитость женщин в беднейших странах, поставляющих беженцев от нищеты, не ограничить до какого-то приемлемого уровня, например, работой в области равенства полов, будет практически невозможно избежать климатической катастрофы. Вместо этого западные страны принимают к себе избытки населения бедных стран, и они за короткое время усваивают наши потребительские привычки. Климатическая катастрофа в первую очередь ударит по беднейшим странам и тем самым увеличит потоки беженцев. На этой планете уже стало слишком много людей, и если все, кто бежит от бедности и перенаселения, перейдут к повышенному потреблению, как мы, а значит, станут в тех же масштабах, что и мы, загрязнять окружающую среду, результатом будет скорый экологический коллапс. Если все, кто бежит от бедности и перенаселения, попадут в западное общество и усвоят его (сверх)потребительские привычки, а демография в их странах не опустится до экологически и социально приемлемого уровня, то станет невозможно спасти планету от надвигающейся экологической катастрофы».
Jens Hansen 14:29 01.06.2016
«Причина проблемы с беженцами — преступные войны США и, в том числе, Дании в Ливии и Ираке. Пришло время ЕС заплатить за свои преступления. Совершенно заслуженно. Надо платить за свою глупость».