Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США: черные расистские группы

© REUTERS / Kevork Djansezian Акция протеста против владельца «Лос-Анджелес Клипперс» Дональда Стерлинга
Акция протеста против владельца «Лос-Анджелес Клипперс» Дональда Стерлинга
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Убийцы полицейских из Далласа и Батон-Руж привлекли внимание к агрессивным группировкам чернокожих. Эти расистские группы продвигают черный национализм и ненависть к белым, евреям и полицейским. Специалисты по надзору за экстремистскими группировками в свою очередь говорят о существовании 180 «черных сепаратистских» структур по всей стране.

Убийцы полицейских из Далласа и Батон-Руж привлекли внимание к этим агрессивным группам, которые тем не менее находятся в меньшинстве по отношению к мирным движениям в защиту прав афроамериканцев.
 
«Насилие не единственное решение, но когда вы начнете действовать, чтобы наш народ не закончил, как индейцы?» — написал 13 июля афроамериканец Гэвин Лонг (Gavin Long) в своем Twitter. Четыре дня спустя этот бывший морской пехотинец, вооружившись пистолетом и штурмовой винтовкой, открыл огонь по полицейским в Батон-Руж (Луизиана) и убил трех офицеров. Он в чем-то напоминает Майку Джонсона (Micah Johnson), отставного чернокожего солдата, который 7 июля убил в Далласе пять полицейских после акции протеста против полицейского насилия в адрес чернокожего сообщества.

Мотивом для обоих послужила недавняя гибель двух черных, Элтона Стерлинга (Alton Sterling) и Филандо Кастиле (Philando Castile), которых застрелили полицейские в Батон-Руж и Миннесоте. Майка Джонсон тогда заявил полицейским, что хочет «убивать белых, прежде всего, белых полицейских». Гэвин Лонг приветствовал его действия в Twitter: «Стрелок не был белым, это один из нас. Я верю в справедливость». Он сделал эту запись под фотографией Джонсона с поднятым вверх кулаком, символом глобального движения против расовой сегрегации в США. Дональд Трамп, кстати говоря, поспешил воспользоваться этими убийствами, представив себя «кандидатом закона и порядка».

«Черный национализм»

Оба стрелка внимательно следили за ситуацией с подъемом напряженности между чернокожим меньшинством и силами правопорядка страны, а также разделяли идеологию черных расистских движений в США. На (уже удаленном) аккаунте в Facebook Майка Джонсон «лайкнул» страницу одного из бывших лидеров «Нации ислама» Элайджи Мухаммада (Elijah Muhammad), а также был подписан на целый ряд агрессивных черных сепаратистских групп вроде «Новой партии черных пантер» и «Партии черных всадников освобождения». Гэвин Лонг в свою очередь одно время был членом «Нации ислама», а затем присоединился к «Нации Уошито» (эта группа чернокожих американцев считают себя суверенной нацией в границах США). Как бы то ни было, в последнем видео на YouTube он утверждает, что не входит ни в одну организацию.

«Эти черные расистские группы, которые продвигают черный национализм и ненависть, могут подтолкнуть некоторых неуравновешенных людей к крайним средствам, как было с убийцами в Далласе и Батон-Руж», — объясняет Пап Ндиае (Pap Ndiaye), эксперт по социальной истории США и меньшинствам.

«Новая партия черных пантер», «Война на горизонте», «Сеть черных пехотинцев»… В интернете полно таких групп. Их точное число и влияние с трудом поддается оценке. «Чтобы создать организацию, достаточно одного человека, — говорит Пап Ндиае. — С помощью аккаунта в Facebook и Twitter можно поднять сильнейшую шумиху». «Как бы то ни было, нельзя ставить знак равенства между расистскими белыми и черными группами: последних намного меньше, — утверждает специалист по истории США Николя Мартен-Брето (Nicolas Martin-Breteau). — За плечами этих групп скрывается долгая история революционной борьбы афроамериканцев против направленного на черных расизма, в том числе насильственным путем».

Специалисты по надзору за экстремистскими группировками в свою очередь говорят о существовании 180 «черных сепаратистских» структур по всей стране. «Такое число свидетельствует о существовании нескольких местных отделений в каждом штате», — объясняет Франсуаза Клари (Françoise Clary), преподаватель Руанского университета и эксперт по этническим меньшинствам США. К их числу относится созданная в 1930 году «Нация ислама», одним из самых видных деятелей которой был Малкольм Икс (впоследствии он вышел из нее, посчитав ее расистской). Некоторые группы представляют себя наследниками «Черных пантер» (революционное афроамериканское движение 1960-1970-х годов), например, «Новая партия черных пантер» (1989) и «Партия черных всадников освобождения» (1996). Сами основатели «Черных пантер» категорически с этим не согласны и в частности называют НПЧП «расисткой группой», оспаривая использование слова «пантера» и соответствующей символики.

Против белых, евреев, сил правопорядка… Эти группы стремятся создать особые институты или даже нации для чернокожих в Америке. Прочие, религиозные организации называют черных богоизбранным народом. Как бы то ни было, никому из них не удалось привлечь внимание афроамериканского сообщества. Как отмечает Пап Ндиае, «речь идет о совсем маленьких группах без аудитории: в этом они очень далеки от «Черных пантер», у которых было 10 тысяч активных членов в 1969 году. Борьба за права черных «очень сильно отразилась на международной арене: достаточно вспомнить поднятые кулаки чернокожих спортсменов на Олимпийских играх», — подтверждает Франсуаза Клари. Сегодня у таких групп насчитываются в соцсетях всего лишь сотни, в лучшем случае тысячи последователей. Даже «Нация ислама», у которой в 2000-х годах было от 20 до 40 тысяч членов, «очень сильно сдала позиции из-за долгого отсутствия ее лидера Луиса Фаррахана (Louis Farrakhan) и внутреннего раскола», — подчеркивает Пап Ндиае.

В отличие от этих групп в США за последние годы набирает силу другое движение в защиту прав чернокожего населения: Black Lives Matter («жизни черных важны»). По мнению Мартен-Брето, это «самое крупное черное политическое движение с 1960-х годов». В его основу лег простой хэштег, который появился в 2013 году в знак протеста против оправдания Джорджа Циммермана (George Zimmerman), который застрелил чернокожего подростка Трейвона Мартина (Trayvon Martin). Эти три слова легли в основу настоящего движения в защиту черного сообщества. «Black Lives Matter выходит за рамки убийств полицейских и застреленных ими людей, — объясняет Франсуаз Клари. — Движение поддерживает черных транссексуалов, лесбиянок, бедняков и нелегалов, в том числе на юридическом уровне. Ему помогают в том числе и литераторы, например знаменитая афроамериканская поэтесса Никки Джованни (Nikki Giovanni)».

«Грубое смешение понятий»

Как бы то ни было, Black Lives Matter все чаще обвиняют в разжигании направленной против полицейских и белых агрессии. Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (Rudolph Giuliani) назвал его «расистским и антиамериканским» движением. «Грубое и позорное смешение понятий, ведь Black Lives Matter призывает исключительно к мирным демонстрациям», — утверждает Пап Ндиае. Более того, после убийства восьми полицейских в Далласе и Батон Руж госведостмства получили множество обращений с требованием внести Black Lives Matter в список черных расистских групп. На сайте Change.org висит петиция о необходимости утвердить для движения статус «террористической организации». По подсчетам The Guardian, с начала 2016 года полицейские в общей сложности убили 148 афроамериканцев, а другое исследование говорит о том, что шансы быть застреленным полицией у юного афроамериканца втрое выше, чем у белого. В такой обстановке Black Lives Matter стремится изменить представления белых о черных и добиться преобразований в госинститутах, в частности в полиции. Большинство наблюдателей считают, что это необходимо. «По отдельности полицейские не расисты, — объясняет Пап Ндиае. — В отличие от самой полиции как института. Все это проистекает от порядка набора, отданных патрульным распоряжений, профессионального общения, в котором допускаются расовые оскорбления. Без глубоких реформ американской полиции не исключены новые убийства».

«Война на горизонте»

На своем выполненном в апокалиптическом стиле сайте «Война на горизонте» представляет себя организацией, которая создана, чтобы «помочь африканцам со всего мира выжить в XXI веке». «Мы столкнулись с международной угрозой активной программы геноцида» со стороны белых. Группа очень активна в Twitter, но насчитывает всего 500 активистов.

«Нация ислама»

«Нация ислама» была создана в 1930 году в Детройте Уоллесом Фардом Мухаммадом (Wallace Fard Muhammad). Как бы то ни было, наиболее активное развитие она получила при его преемнике Элайдже Мухаммаде. Идеология движения основывается на мифе о черном Якубе, который 6 600 лет назад создал белых как по самой своей природе плохой и нечестивый народ. Малкольм Икс был одним из самых выдающихся деятелей «Нации ислама», но затем отошел от нее. Организованный в 1995 году при участии нынешнего лидера организации Луиса Фаррахана «Марш миллиона» (в нем приняли участие от 400 000 до миллиона черных американцев) стал последним большим событием в ее истории. Сегодня она переживает спад из-за долгого отсутствия тяжелобольного лидера и внутренних разногласий.

«Израиль единый во Христе»

Члены этого основанного в 2003 году движения проповедуют «истину» с библией в руках афро- и латиноамериканцам. Они называют себя потомками «12 племен иудейских» и считают Христа черным. В США они присутствуют в 20 с небольшим церквях и набрали чуть более 13 тысяч подписчиков в Facebook.

«Новая партия черных пантер»

«Новая партия черных пантер» была основана в Далласе в 1989 году и называет себя преемницей «Черных пантер», революционного движения 1960-1970-х годов. Активисты организации агрессивно настроены против белых, евреев и полиции, требуют формирования для черных нации с собственными законами. Они переработали под себя основу из десяти пунктов программы «Черных пантер». В частности они добиваются выплаты репараций за рабство и освобождения всех черных заключенных. Как бы то ни было, члены изначальных «Черных пантер» называют это движение расистским и оспаривают употребление им слова «пантера» и всей символики. «Партия черных всадников освобождения» тоже претендует на наследие «Черных пантер». Ее члены хотят «положить конец полицейскому насилию против черного сообщества путем организации черных групп самообороны».