Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путинский Дальний Восток — незаконченное завоевание

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вице-губернатор Василий Усольцев выносит свой приговор: «Это называется не кризис, а турбулентный период в мировой экономике». Владивосток, жемчужина Дальнего Востока России и столица Приморского края, получил «стратегический» статус от Владимира Путина, который считает необходимым укрепить этот российский анклав в одной из самых динамичных зон мира.

Сидя в кабинете на самом верху высотного здания, вице-губернатор Василий Усольцев выносит свой приговор, столь же хлесткий, что и бьющие в окно струи проливного дождя: «Это называется не кризис, а турбулентный период в мировой экономике».

Владивосток, жемчужина Дальнего Востока России и столица Приморского края, получил «стратегический» статус от Владимира Путина, который считает необходимым укрепить этот российский анклав в одной из самых динамичных зон мира.

До границы с Китаем отсюда рукой подать, до Токио не более 1 000 километров, а до Сеула всего 800. Из Москвы же до этого расположенного на краю Земли региона придется лететь 8,5 часов.

Тем не менее, через четыре года после окончания колоссальных работ, которые преобразили Владивосток к первому саммиту АТЭС, город чахнет из-за падения курса рубля и «застоя» в российской экономике.

В 2012 году здесь возвели два великолепных моста, символа современности. Они расположились в бухте Золотой рог и лишь подчеркивают некое неуловимое сходство Сан-Франциско и Владивостока с его крутыми подъемами и спусками. 

Закрыт для иностранцев до 1991 года

Был построен сверхсовременный университет на острове Русский, театр, гостиницы… Всего потрачено почти 15 миллиардов евро. «Владивосток — третий в числе самых дорогих городов России после Москвы и Санкт-Петербурга, он явно во вкусе Путина», — отмечает главный редактор «Новой газеты во Владивостоке» Андрей Островский.

В начале сентября там вновь пройдет экономический саммит с участием японского премьера Синдзо Абэ, однако обстановка изменилась из-за возникших трудностей. Путинский Дальний Восток так и остался незавершенной стройкой.


Этот регион, о котором сами россияне мало что знают из-за его отдаленности, впервые стал целью визита президента с семьей в 2002 году. Владивосток — конечная остановка завершенной в 1916 году легендарной Транссибирской магистрали, и долгое время он был замкнут в себе. Это последний завоеванный большевиками в 1922 году бастион, последнее прибежище «белых». Впоследствии из города сделали сортировочный центр для заключенных, которых отправляли в жуткие дальневосточные лагеря. Один из величайших поэтов страны Осип Мандельштам стал жертвой чисток 1938 года и скончался там от голода и жестокого обращения. 

Владивосток был закрыт для иностранцев до 1991 года и до сих пор пытается наверстать упущенное. После распада Советского Союза брошенные на произвол судьбы местные жители массово занялись анархическим импортом японских и южнокорейских машин. Лихорадка спала после введения в 2008 году ввозных пошлин (тогда на улицы вышли тысячи демонстрантов), однако праворульные машины тут по-прежнему в ходу.
 
Обвал нефти и западные санкции

Нынешний кризис («турбулентный период в мировой экономике», как говорит вице-губернатор Усольцев, в связи с падением нефтяных котировок и западными санкциями) вылился в целую волну банкротств: с 2015 года закрылись 4 тысячи предприятий, главным образом в строительной сфере.

Тем не менее, все это компенсировалось расцветом «малого бизнеса», утверждает Марина Кузьменко, глава Управления экономики и развития предпринимательства администрации Владивостока: «Сейчас в этом секторе заняты 60% населения против 40% в 2010 году, и эта цифра растет».

«Малый бизнес» поддерживает на плаву общество, которое привыкло рассчитывать исключительно на собственные силы: в 2015 году федеральный бюджет сократил отчисления на 30%, и никто не может сказать, чего ждать в 2016 году.

Хотя порт, вотчина Тихоокеанского флота, все еще остается крупным работодателем, ему не под силу конкурировать с окружающими его азиатскими «монстрами». Кроме того, новые проекты расширения вызывают тревогу Владимира Ракова, завкафедры биологии Дальневосточного федерального университета: «Несколько причалов были построены впустую, корабли там не встают, а рыбы изменили маршруты». Недоволен он и «исчезновением нескольких видов, в частности тихоокеанской сельди».

«Часть считающегося заповедником залива Посьета была передана порту. Мы подали протест, но воды рассматриваются как федеральная собственность. Даже морепродукты принадлежат Москве». 

Морские кладбища так никуда и не делись. Во время работ в 2012 году у острова Русский все, что «мозолило глаза», убрали, однако проржавевшие остовы советских кораблей все еще часто можно встретить всего в нескольких метрах под поверхностью Японского моря. «Поднять их было бы слишком дорого, а некоторые суда лучше вообще не трогать, потому что там еще остались торпеды, — объясняет Владимир Раков. — Если их задеть, они могут взорваться». 

Земля контрабанды

Как бы то ни было, зампреда созданного после распада СССР Российского профсоюза моряков Игоря Ковальчука беспокоят совершенно другие вопросы. Как и прочие регионы России, Приморье вновь столкнулось с невыплатой зарплат. А конкуренция лишь еще больше расшатывает сектор.


«Регион пытается привлечь новые инвестиции, — рассказывает он. — Мы, разумеется, не против, только вот сейчас меняют правила найма иностранцев. На плавучих заводах, где обрабатывают рыбу у берегов Бирмы или Индонезии, платят 300-400 долларов в месяц. По сути, это самое настоящее рабство. Во Владивостоке у нас возник похожий случай на трех кораблях. Экипаж плохо кормили, с ним грубо обращались, и два моряка погибли».


Дальний Восток, земля контрабанды, еще не избавился от старой репутации. У азиатского эльдорадо есть и обратная сторона. Из-за беспокойства по поводу грандиозных планов Пекина насчет нового «шелкового пути» (будущий транспортный коридор из Китая в Западную Европу) Москва стремится затормозить этот проект, который может кардинально изменить геополитическую ситуацию в регионе. В 2015 году был принят закон (его восемь лет продавливали приморские власти) об ограничении налогообложения предприятий в порту до 5% в течение пяти лет и отмене предварительного получения визы иностранцами на срок в восемь дней.

«Во время визита китайского лидера в Москву в мае 2015 года Владимир Путин предложил поймать «китайский ветер в паруса российской экономики», — с улыбкой напоминает Василий Усольцев. По его словам, сейчас на Китай приходится половина товарооборота региона против 27% в 2000 году.

Тем не менее, несмотря на исполненные энтузиазма заявления Владимира Путина и его китайского коллеги Си Цзиньпина о расцвете двустороннего экономического сотрудничества на фоне ослабления связей России с Европой, конкретных результатов в инвестиционной сфере пока что особо не видно. Самым заметным капиталовложением во Владивостоке стало… казино.  

Влиятельные китайские бизнесмены

Расположенное в часе езды сверкающее заведение площадью в 4 000 квадратных метров было названо Tigre de cristal и принадлежит влиятельному гонконгскому бизнесмену Лоуренсу Хо, который в том числе владеет казино в Макао.

«Это, разумеется, более скромный проект, чем в Макао, но он может похвастаться идеальным географическим расположением, то есть находится поблизости от Японии, Кореи и северо-востока Китая, а также будет пользоваться монопольным положением в обозримом будущем, пока игорная зона будет развиваться», — уверяет вице-президент по маркетингу Эрик Ландхир.

Открытое в ноябре 2015 года приморское казино может похвастаться десятками столов и сотнями автоматов и входит в третью «игорную зону» на территории страны. Здесь планируется создать поля для гольфа, аквапарк и даже яхт-клуб, за которые Лоуренс Хо и три других участника проекта выложили 2 миллиарда долларов. Как бы то ни было, пока что все это существует только на бумаге.

То же самое касается и путей сообщения, которые должны связать регион с «шелковым путем». Проект транспортного коридора «Приморье-3» (должен пройти над Амурским заливом) пока еще находится на этапе технического рассмотрения, а два остальных (были начаты в партнерстве с китайскими предприятиями) все никак не могут реализовать.

Новые туристы

В любом случае, Приморье и Владивосток — это в первую очередь не инвестиционный центр, а место отдыха для китайских туристов. Границу пересекают в основном не стремящиеся к выгоде россияне, а гости из Китая, которые пришли на смену вчерашним мигрантам.

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкПассажирские катамараны для перевозки гостей саммита АТЭС-2012 во Владивостоке
Пассажирские катамараны для перевозки гостей саммита АТЭС-2012 во Владивостоке


«С саммита 2012 года их число увеличилось втрое», — отмечает директор турагентства Lucky Tours Инна Титенко. «До кризиса в Китай ездили 90 000 россиян», — говорит историк Александр Голиков.

Новые туристы не слышали о Миллионке. Этот некогда пользовавшийся дурной славой район Владивостока недавно был отреставрирован. Его история переплетается с присутствием маньчжуров на Дальнем Востоке, а название уходит корнями в легенду: во время Русско-японской войны 1904-1905 годов японские захватчики якобы спрятали там сокровище, которое некоторые изо всех сил пытались найти в 1990-х годах.

Павел Шогуров знает местные закоулки, как свои пять пальцев, потому что расписывал стены по всему городу. В 2012 году власти поручили этому мэтру уличного искусства придумать Владивостоку новое лицо. Уличные таблички с восходящим солнцем, напоминающие о море бело-синие дома, оживляющая мрачные районы настенная живопись — все это появилось по его инициативе.   

Проклятье мэров

Увы, теперь «все остановилось», с сожалением признает Павел Шугуров: «В нашей стране все еще существует царская система с очень сильной федеральной властью. Местные власти предпринимают очень мало инициатив, потому что любая из них означает риск. Так что они предпочитают просто ничего не делать». Сегодня город спасает азиатский туризм.

Сейчас Кремль делает ставку на образ Владивостока как первого этапа дороги в Европу, взяв за образец самый европейский город страны Санкт-Петербург (по совместительству — малая родина Владимира Путина).

Экономический форум во Владивостоке был под копирку снят с петербургского, его недавно выстроенный великолепный театр принял бренд «Мариинский», а местная художественная галерея должна установить связи с «Эрмитажем».

Дальневосточный фестиваль Мариинского театра проходит с 30 июля по 10 августа под непосредственным руководством знаменитого дирижера Валерия Гергиева (он, кстати, входит в окружение президента), который недавно проводил организованный российской армией концерт в сирийской Пальмире. Сейчас Гергиев напрямую управляет дальневосточным театром, который на 100% является дочерним предприятием престижного петербургского собрата.

Несмотря на колоссальное расстояние, Москва держит под жестким контролем Дальний Восток, на счет которого зачастую возникают подозрения в «экономическом сепаратизме». В июне мэра Владивостока Игоря Пушкарева силой доставили в столицу и отправили за решетку в Лефортово.

Власти обвиняют состоятельного градоначальника (его семье принадлежит вся цементная промышленность с Байкала) в злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе (речь идет о сумме в 160 миллионов рублей). За последние 20 лет ни одному из его предшественников не удалось спокойно доработать до конца мандата. Некоторые называют это проклятьем.