Сакари Хайкала (Sakari Haikala), которому сейчас больше 90 лет, живет в однокомнатной квартире в Коуволе. Дочь помогает ему в решении бытовых вопросов, потому что передвигаться ему стало труднее, и без слухового аппарата тоже невозможно обходиться.
Хайкала — один из 1,4 тысяч финских добровольцев-ветеранов СС, которые сражались в 1941-1943 годах в составе элитных войск Ваффен-СС. Многие из его боевых товарищей уже умерли.
Одной из причин отправиться в Германию были бомбардировки во время Зимней войны и то впечатление, которое они произвели на 16-летнего парня, состоящего в шюцкоровской организации.
«Мы откапывали людей из противоосколочных убежищ, в которые попала бомба. Переносили их в подвал школы, где ими занимались врачи. Часть людей выжила, но на полу школы было так много крови, что можно было поскользнуться», − вспоминает Хайкала.
Вера в Германию и жажда приключений
Во время периода перемирия Хайккала встретил приятеля, который рассказал о том, что уезжает на военное обучение в Германию.
«Я сразу решил, что тоже поеду. Я считал, что Германия − это единственная сила, которая может остановить Советский Союз и разгромить его».
Хайкала, который работал в то время помощником кочегара на железной дороге, завербовался в войска СС весной 1941 года. Из Коуволы в общей сложности ушли воевать в немецких войсках 29 молодых людей.
Правительство Финляндии поддерживало отправку людей, но о вербовке широко не говорили. Их называли «Батальон залога» (Panttipataljoona), потому что считали, что участие в боевых действиях гарантирует Финляндии поддержку Германии.
Целью многих уезжающих было получить компенсацию за потери после Зимней войны, например, возвращение Карелии и даже больше.
Автор книги «Потому что Родина нас отправила — эсэсовец Сакари Хайкала в элитных гитлеровских войсках» (Koska kotimaa meidät lähetti — SS-mies Sakari Haikala Hitlerin eliittijoukoissa) напоминает также и о других причинах отъезда.
«Жажда приключений тоже сыграла свою роль, надо помнить, что они были совсем молодыми. Кроме того, по тогдашним меркам они получали очень приличную зарплату», — говорит автор документальной литературы, доктор философии Мирья Турунен (Mirja Turunen).
Без раскаяния
Финские солдаты, служившие в подразделениях Ваффен-СС, участвовали в самых тяжелых операциях на восточном фронте, в том числе на Украине и Кавказе.
Хайкала много раз возвращается к тому моменту, когда его раненого отвезли в госпиталь.
«Там бунтовала пара сотен солдат Вермахта. Мы вместе с другими финнами были очень удивлены. Все было пронизано духом поражения».
— Раскаивается ли он в том, что отправился на Кавказ?
«Ничуть. Мы рассуждали так: раз уж мы ввязались в эту игру, надо доиграть ее до конца».
Около 250 финнов погибли в форме эсэсовцев.
«В армии СС от солдат требовали фанатичной самоотверженности, героизма и почти жертвенной стойкости», − отмечает Мирья Турунен.
В участии в зверствах нацистской Германии, и, например, в жестоком обращении с евреями, финнов, по словам Турунен, обвинять нельзя.
«Они не имели никакого отношения к преследованию евреев, Они находились в передовых частях, атаковали первыми и шли дальше. Шедшие за ними войска были причастны к зверствам», — рассуждает доктор философии Мирья Турунен.
Ни за что не пойду в армию
В Дании и Норвегии против людей, служивших в германских войсках СС, были выдвинуты обвинения. В Финляндии этого не произошло.
«Поскольку их отправляло государство, в Финляндии была другая ситуация», — говорит Мирья Турунен.
Когда финские эсэсовцы вернулись, государственная полиция начала заниматься ими. Многие опасались, что их выдадут Советскому Союзу. Сакари Хайкала некоторое время скрывался в Швеции и Норвегии.
Вернувшись в Коуволу, Хайкала, по его словам, не захотел «снова в армию». В городе железнодорожников он стал машинистом.
Свастика в шкафу
Во время обучения в механической мастерской Хельсинки Хайкала подвергся нападению. Он рассказывает, как коммуняки подговорили двух спортсменов избить его после окончания рабочего дня.
«Они окружили меня, на дверце моего шкафа и на шапке появились свастики. Я сказал им, что даже если бы я на северном полюсе трахал волков, перед коммуняками из мастерской я все равно не стал бы отчитываться».
Вся компания начала обвинять Хайкалу в том, что это он нарисовал свастику.
«Один схватил меня за руки, другой начал бить меня, но я уклонился от их ударов. Один старый боксер-тяжеловес оттолкнул державшего меня человека и сказал, что только трусы дерутся вдвоем против одного».
«Много раз меня называли нацистом и кровавым псом Гитлера, меня избивали. Но я не стыжусь того, что сделал. Я воевал за Финляндию в двух армиях», − говорит Хайкала, который также участвовал в Советско-финской войне 1941-1944 годов.
Многие бывшие эсэсовцы впоследствии работали в бизнесе. А Суло Суорттанен (Sulo Suorttanen) из Коуволы был министром обороны Финляндии в 1960-х годах.