В среду президент Владимир Путин приземлился на Земле Александры в Арктике, он собирается проехать по этой безлюдной территории, чтобы проинспектировать, как идет процесс расчистки отходов, оставленных ранее советскими экспедициями и военными, сообщает государственный канал новостей Russia Today.


Позднее Путин примет участие в международной конференции, посвященной Арктике, организатором которой является Россия.


Министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде (Правая партия) также примет участие в конференции, вечером в среду он должен встретиться со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.


«Туризм необходимо ограничить»


«Туризм в этих районах необходимо ограничивать, а не наращивать», — заявила Сюзан Барр (Susan Barr), норвежская полярная исследовательница, руководитель Международного научного комитета по Арктике в беседе с VG.


Она крайне отрицательно отреагировала на новости о том, что Россия сейчас собирается создавать условия для развития туризма на Земле Франца-Иосифа, российский архипелаг к северо-востоку от Шпицбергена.


«То, что с точки зрения туриста выглядит как груда каких-то палок, может быть ценным памятником культуры. Арктическая природа настолько хрупкая, что сама не восстанавливается. Мне довелось видеть слишком много примеров того, как местность изменяется, а памятники культуры просто растаптывают», — сказала Барр.


«Уничтожение исторических мест»


Она занимается исследованиями памятников культуры в Арктике с 1970-х годов, работала и в Государственной службе охраны памятников, и в Полярном институте. Барр несколько раз посещала то место на Земле Франца-Иосифа, где норвежские полярные герои Фритьоф Нансен и Яльмар Йохансен зимовали в 1895-1896 годах.


«На земном шаре едва ли найдешь место, куда бы ты не смог поехать, если готов за это дорого заплатить. Но этот туризм постепенно уничтожает исторические места, посмотреть которые и насладиться которыми и приезжают люди», — считает она.


«У меня сложилось впечатление, что как устроители поездок, так и гиды делают все, чтобы все это защитить, но управлять большими группами туристов сложно. Многое уже изменилось, да и природа тоже вносит свою лепту, когда льды отступают. Туризм и изменения климата — двойной вызов», — говорит Барр.


По данным издания Barents Observer, оператор круизов Poseidon Expedition планирует три захода круизных судов на Землю Франца-Иосифа летом, начало круиза планируется в Лонгийербюене. Цена начинается от девяти тысяч долларов — 75 тысяч норвежских крон — за двухнедельный круиз.


Хотят ходить по незнакомым морям


Круизная компания Hurtigruten также намерена развивать туризм в Арктику и в Россию в ближайшие годы.


Новехонький лайнер «Руаль Амундсен», который Hurtigruten получит в следующем году, очень экологичен, он может входить в порт и выходить из него на аккумуляторах, бесшумно и не загрязняя среду.


«Я надеюсь, что с 2019-2020 года мы сможем заходить на российскую территорию на севере. Пока мы сосредоточимся на Шпицбергене, но также рассматриваем возможности плавания вокруг Кольского полуострова и захода в Белое море», — сообщил в беседе с VG Томас Вестергорд (Thomas Westergaard), директор, отвечающий в концерне Hurtigruten за размещение и развитие.


«Если мы со временем сможем плавать и до Земли Франца-Иосифа, это откроет перед нами просто фантастические перспективы».


VG: А может ли считаться актуальным путешествие по Северному морскому пути до Тихого океана?


«Вне всякого сомнения. Мы ищем возможности таких по-настоящему знаковых путешествий. Следующим летом отправимся в Северо-западный проход. Когда мы получим новое поколение судов усиленного ледового класса, с технической точки зрения у нас будет больше возможностей ходить в этих водах», — говорит Вестергорд.