Когда в четверг, 20 апреля, Верховный суд России запретил деятельность «Свидетелей Иеговы»* и вынес постановление о конфискации имущества этой организации, это случилось уже не в первый раз. Эта секта была вне закона в Советском Союзе вплоть до самого его распада. Разумеется, ее упрямые последователи продолжат борьбу в судах, однако эти суды стали еще одним напоминанием о том, что Россия президента Владимира Путина является во многих отношениях еще менее свободной страной по сравнению с СССР.
«Свидетели Иеговы» — это глобальная религиозная организация, созданная в США. Ее адепты довольно часто подвергаются притеснениям со стороны авторитарных правительств, поскольку они не верят в государственную власть. Они не принимают участие в выборах, не служат в армии и не почитают лидеров. Даже когда в Германии к власти пришли нацисты, свидетели Иеговы отказывались использовать нацистское приветствие, потому что, согласно ух убеждениям, это является проявлением идолопоклонства. В ответ на это Гитлер отправил более 10 тысяч «исследователей Библии» (именно так они тогда назывались) в тюрьмы и концлагеря, где их пацифизм особенно порадовал их мучителей.
Сразу после Второй мировой войны в Советском Союзе свидетели Иеговы были в основном сконцентрированы на западе Украины и в Закарпатье. Они имели несчастье сменить преследования со стороны нацистов на не менее жестокие преследования сталинского режима. В рамках двух секретных операций в конце 1940-х и начале 1950-х годов членов этой секты отправили в сибирские лагеря. Тогда их было всего около 10 тысяч. Однако они не перестали исповедовать свою веру в ссылках и лагерях. И, когда после смерти Сталина власти прекратили систематически сажать их в тюрьмы и переключились на тактику преследования, численность свидетелей начала расти.
К январю 1991 года, когда правительство Михаила Горбачева официально разрешило деятельность этой организации, в Советском Союзе было около 45 тысяч ее последователей. Они оказались одной из самых упрямых и изобретательных групп сопротивления, когда-либо существовавших в этой коммунистической стране. Эмили Бэрэн (Emily Baran) так пишет о них в своей книге 2014 года, посвященной «Свидетелям Иеговы» в СССР:
Они создали чрезвычайно сложную подпольную организацию, имеющую собственную казну, структуру руководства и внутреннюю систему передачи информации, благодаря которой они вели тщательный учет архивов своих членов. В то время как диссиденты из среды интеллигенции соблюдали большую осторожность, делясь своими взглядами с другими людьми, которые могли на них донести, свидетели Иеговы открыто говорили о своих убеждениях с совершенно незнакомыми людьми в попытке обратить их в свою веру.
1990-е годы были периодом беспрецедентной свободы для «Свидетелей Иеговы» в России. Им удалось привлечь примерно 100 тысяч новых членов, обрести влияние, а в некоторых городах — даже весьма дорогую недвижимость. Но в начале 2000-х годов, после прихода Путина к власти, преследования начались с новой силой: суды стали регулярно запрещать деятельность региональных отделений «Свидетелей Иеговы» и их литературу. Делать это стало гораздо легче после принятия «антиэкстремистских законов», которые запрещают проповедовать превосходство одной религии над другой. И литература «Свидетелей Иеговы» подпадала под этот запрет: они не только считали свою веру единственно верной, они еще и с гордостью ее проповедовали.
«Свидетели Иеговы» оспаривали вердикты судов, нередко доходили до Европейского суда по правам человека и даже одерживали там победу. Однако в ходе третьего президентского срока Путина российские суды стали очень часто игнорировать решения Европейского суда по правам человека. Несмотря на то, что европейский суд, вероятно, отменит постановление Верховного суда России, если «Свидетели Иеговы» доведут дело до Страсбурга, российское правительство, скорее всего, продолжит настаивать на своем запрете, инициированном министерством юстиций. Следующим шагом могут стать преследования отдельных членов этой секты за то, что они продолжают проповедовать свою веру.
Во многих отношениях «Свидетели Иеговы» — весьма радикальная организация, хотя проповедуемый ими принцип ненасилия вряд ли можно назвать экстремистским. Именно поэтому их судьбу можно считать своеобразной проверкой степени религиозной свободы: чем менее либеральной и терпимой является страна, тем жестче ее власти обращаются с членами этой секты.
Западные демократии сумели принять «Свидетелей Иеговы». В разные периоды члены этой секты сталкивались с запретами во Франции, Испании и Канаде — в основном из-за их взглядов на военную службу и их отношения к флагам. Но в последнее время, после длительных судебных тяжб, европейские страны все же признали их право на собственные религиозные убеждения. Евросоюз осудил запрет, введенный в России.
На другой стороне спектра африканские диктаторские режимы убивали, пытали и изгоняли «Свидетелей Иеговы». Несколько мусульманских стран и Китай запретили деятельность этой организации на своих территориях. Россия сейчас тоже постепенно движется в этом направлении, и это не сулит ничего хорошего другим протестантским сектам и более мелким религиозным группам. Подобно западным неправительственным организациям и представителям СМИ, которых выдворили из России за последние четыре года, эти группы представляют собой так называемую пятую колонну. Возможно, они не отвергают государство так откровенно, как это делают «Свидетели Иеговы», однако Путину и его соратникам они все равно кажутся недостаточно преданными из-за их нежелания исповедовать те религии, лидеры которых поддерживают отношения с властями и поддаются контролю.
Россия больше не хочет придерживаться принципов открытости и терпимости. Режим Путина не слишком обеспокоен тем, что он нем могут подумать другие страны в связи с этим. В некотором смысле он демонстрирует точно такую же непокорность и несговорчивость, как и «Свидетели Иеговы» — и такую же жизнеспособность. Однако «Свидетели Иеговы» демонстрировали свою жизнеспособность на протяжении гораздо более длительного времени.
* Деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» признана Верховным судом РФ экстремистской