Ежегодная московская Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий — своеобразный показатель развития экономики. Если на выставке много посетителей, можно предположить, что торговля развивается, и наоборот.


В этом году посетителей было больше, чем в предыдущие годы. Это свидетельствует о хорошем состоянии экономики.


На выставке были представлены больше десяти финских компаний, в том числе государственная железнодорожная компания Финляндии VR (Valtion Rautatiet).


Личные контакты важны


По словам руководителя отдела VR по работе с клиентами Юхи Петяйяниеми (Juha Petäjäniemi), участие в выставках — это очень важно. На выставках он встречается с новыми и старыми клиентами и партнерами.


В России личные контакты очень важны. Здесь даже не принято отвечать на письма, полученные по электронной почте с неизвестного адреса.


«Когда же получатель письма увидит, что это пишет тот самый Юха с выставки, то тогда, может, даже прочтет мое письмо», — смеется Юха Петяйяниеми.


VR сотрудничает с РЖД по вопросам организации перевозок через границу для промышленных предприятий. Груз идет в российских вагонах, которые VR доставляет клиенту, а позже отправляет обратно в Россию.


Репутация предприятия


Многие компании тщательно продумывают, могут ли они участвовать в выставке ежегодно. И хотя участие обходится дорого, сюда стоит приезжать, поскольку отсутствие на выставке — негативный сигнал для партнера.


«Кто-нибудь может, например, подумать, что у компании есть какие-то проблемы, если она не приезжает», — говорит руководитель отдела продаж компании Steveco Миа Брунила (Mia Brunila).


Настоящий ветеран выставки — Елена Паласиос (Elena Palacios), компания которой, Ideafixer, организовывает оформление выставочных стендов своих клиентов. 80% своей деятельности компания осуществляет в России, где проводятся самые различные выставки.


«Я занимаюсь всем, от чулок до экскаваторов», — говорит Паласиос.


Больше никакой выпивки


Исполнительный директор Паласиос в этой сфере уже почти 30 лет и отмечает, что работа выставки значительно изменилась. Раньше все были очень скрытными.


«Все стенды были закрытыми, у них даже была крыша, чтобы никто не видел, кто с кем договаривается», — рассказывает Паласиос.


Она хорошо помнит и то время, когда на выставке предлагали пиво и другой алкоголь. Эта практика уже закончилась, и теперь в компании клиентов пьют воду.


В России организация выставок проходит очень необычно. Особенно Паласиос критикует выставочный центр «Крокус Экспо». Там очень умело собирают деньги с участников.


В России все иначе


Русские берут отдельную плату за площадку, на которой организуется выставочный стенд, за установку пожарной сигнализации и даже за проверку надежности плазменных телевизоров.


Дополнительные сборы повышают стоимость участия в выставке, из-за чего страдают маленькие компании, у которых нет для этого достаточных средств.


Паласиос, тем не менее, призывает компании приезжать в Россию. Она обращает особое внимание на то, что, помимо знания языка, здесь также очень важно терпение.


«От финского типа мышления здесь придется отказаться», — говорит она.


Паласиос хочет сказать, что в России вопросы решают совсем не так, как в Финляндии. Задачи, которые заранее представляются сложными, могут решить за минуту, а на какой-нибудь простой вопрос, в свою очередь, может уйти очень много времени.


Плата за перевозки снизилась


Все компании-перевозчики беспокоятся из-за уменьшения количества перевозок. Если торговля не идет, то нечего и перевозить. На отрасли сказываются шаткий курс рубля и экономические санкции.


Финская компания Transfennic осуществляет перевозки на грузовых кораблях. Важнейший груз компании — бумага и бумажная масса. Исполнительный директор Дирк Виттевеен (Dirk P. Witteveen) говорит, что за последнее время количество грузоперевозок сократилось.


«Грузовместимость шоссейных дорог и морских путей большая, а цены — низкие», — сообщает Виттевеен.


Он считает, что российский рынок еще возродится, и возможностей для смены рынка он не видит.


«В сфере перевозок не так уж просто перебросить судно из одного места в другое», — говорит он.