Уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова говорит, что хочет начать сотрудничество с финскими представителями сферы защиты детей с чистого листа. Она верит, что при помощи активного сотрудничества и диалога можно найти решение любых проблем.
Павел Астахов, предшественник Кузнецовой, запомнился финнам резкими заявлениями, которые касались Финляндии и отношения чиновников финских социальных служб к детям российских семей.
Горячие споры об изъятии детей
Так называемые споры об изъятии детей — давняя проблема российско-финских отношений. Эти споры обычно связаны с вопросами опеки или изъятием ребенка из семьи, один из родителей которой является гражданином России.
Астахов, в частности, советовал российским семьям воздержаться от поездок в Финляндию, поскольку финские чиновники могут, по его словам, отобрать у них детей.
Анна Кузнецова, новый уполномоченный по правам детей, не хочет комментировать заявления своего предшественника. Она делает акцент на своей собственной работе и на формировании своей собственной линии.
«Конечно, всегда нужно принимать во внимание правила и законы другой страны, в которую направляешься — с детьми или без детей», — говорит она.
Кузнецова и Астахов — очень разные по характеру люди. Астахов — привыкший к свету софитов, часто появляющийся на экранах телевизоров мужчина, всегда считающий себя правым. Кузнецова же — по-женски мягкая и скромная. Она производит впечатление человека, который добивается своих целей, не повышая голоса.
Кузнецова приезжает с визитом в Финляндию
Кузнецова встречается со своим финским коллегой Туомасом Курттилой (Tuomas Kurttila) в Хельсинки 22 и 23 мая. Это уже вторая встреча детских омбудсменов: первая состоялась в Москве в ноябре 2016 года.
В течение двух рабочих дней Кузнецова планирует подробно ознакомиться с финскими аспектами защиты детей и особенностями решения семейных вопросов.
Уполномоченный по правам ребенка в Финляндии Туомас Курттила отмечает, что целью визита Кузнецовой является развитие сотрудничества, подготовка семинаров с участием специалистов, обмен опытом и диалог.
Кузнецова делает акцент на тех же вопросах. Она хочет расширить свой опыт и взгляды. Анна Кузнецова говорит, что будет довольна рабочей поездкой, если во время нее ей удастся научиться чему-нибудь новому.
«Я особенно жду знакомства с системой здравоохранения в финских школах», — говорит она.
Положительные ожидания перед визитом действительно есть, но в то же время присутствуют и разные сложности. Частично они кроются в различии законодательства двух стран.
В России ребенка можно наказывать
В отличие от Финляндии, в России не запрещено физическое наказание ребенка. Эта особенность в некоторых случаях служит в Финляндии причиной для изъятия детей из семей, если дома по отношению к ним применяют насилие.
У самой Анны Кузнецовой шестеро детей. Она говорит, что иногда бывает даже слишком доброй матерью, которой никогда не приходит в голову наказывать своих сыновей и дочерей.
«В работе я, тем не менее, придерживаюсь российского законодательства. В нем четко сформулированы последствия, с которыми столкнутся люди, применившие насилие в отношении детей».
В российских СМИ появляется много ложной информация о деятельности финских чиновников в отношении детей из российских семей.
По словам Кузнецовой, это больной вопрос. По ее мнению, СМИ могут искажать правду, но чиновникам надо стремиться говорить только о фактах.
«Нужно делать акцент на правдивой подаче информации и придерживаться профессиональных ценностей. Поэтому важно доверять друг другу и поддерживать постоянный диалог».
Сотрудничество без границ
За неделю до визита Кузнецовой в Финляндию в газете «Известия» была опубликована статья, в которой сообщалось, что Кузнецова намерена заключить с финской стороной договор о вопросах защиты прав детей.
Финской телерадиокомпании Yle она немногословно сообщает, что с некоторыми странами хорошо заключать договоры, а с некоторыми лучше искать другие способы сотрудничества.
По мнению Кузнецовой, самое важное в международном сотрудничестве уполномоченных по правам ребенка — защита детей, семей и детства. В этом вопросе она разделяет мнение своего финского коллеги Туомаса Курттилы.
«Еще во время прошлой встречи мы согласились, что в вопросах защиты детей границ нет».
Кузнецова понимает, что и в будущем, вероятно, будут возникать неоднозначные и сложные ситуации, затрагивающие отдельные семьи. Она надеется, что решение трудных вопросов можно будет найти при помощи сотрудничества.
Во время беседы с Анной Кузнецовой начинает казаться, что Россия сменила свою тактику в отношении вопросов защиты детей с агрессии на дружелюбие. Это, между тем, вовсе не означает, что спорам будут уделять меньше внимания: просто изменятся способы их решения.