4 июня в префектуре Фукуи прошло ралли, за которым наблюдало около десяти тысяч человек. Спортивной Toyota-86 управлял директор компании Акио Тоёда. Он всегда прославлял удовольствие от вождения автомобилем. Как только Тоёда стал директором, он сразу же возродил производство спортивных авто. Продажи первого спорткара, 86-й модели и по сей день на 15% превышают месячный план.


Тем не менее директор крайне серьезен. Предполагается, что доходы и прибыль упадут второй квартал подряд. Это касается не только результатов труда. «Нужно забыть о предыдущих успехах». Беспокойство вызывают глобальные изменения, произошедшие в этом бизнесе с появлением краткосрочных прокатов автомобилей и других служб.


В ХХ веке наблюдался автомобильный бум. Рынок находился в руках корпораций, которые наладили массовое производство продвинутых автомобилей с минимальными затратами Toyota достигла в этой области вершины.


Тем не менее для молодежи, которая получила свободу общения благодаря смартфонам, автомобили перестали быть объектом вожделения. Люди, которые считают, что нет необходимости покупать автомобиль, если можно передвигаться легко и дешево, обратили внимание на «каршеринг». Сейчас этим сервисом ежедневно пользуется более трех миллионов человек по всему миру.


Также начинают появляться автомобили с функцией автопилота. «В 2030 году количество личных автомобилей сократится вполовину», — считает представитель Deloitte Tohmatsu. Автомобильная промышленность окажется на грани вымирания: разрушится бизнес-модель, основанная на владении автомобилем.


«Для того, чтобы во время восхождения перепрыгнуть на другую гору и продолжить карабкаться, несмотря на падение в расщелину, нужна храбрость». Директор Тоёда круглые сутки получает сообщения от директора созданного в Кремниевой долине НИИ Toyota Гила Пратта (Gill Pratt).


Этот человек, которого переманили из компании Google, — номер один в области разработки искусственного интеллекта. За ним потянулись бывшие руководители Google и университетские профессоры. Всего 190 человек, что составляет более 30% от общего числа сотрудников.


За пять лет в НИИ будет инвестирован один миллиард долларов. Цель — автопилот и «шеринг».


General Motors (GM) проиграла Toyota и обанкротилась во время финансового кризиса 2008 года. «Мы откажемся от того, чтобы гнаться за объемами продаж. Будем расширять службу пользования автомобилем», — говорит исполнительный директор «Дженерал Моторс» Мэри Барра, чей отец также работал в GM. Ее стиль управления будет отличаться от того периода, когда ее отец соперничал с конкурентами, производя автомобили.

 

Автомобиль Toyota iQ Electric Vehicle

Цель состоит в создании службы перевозок.


Дочерняя компания Opel была продана. В мае было принято решение вслед за Россией покинуть Индию. Производство пикапов и других многоцелевых автомобилей передается подрядчикам. Это означает, что GM постепенно покидает сферу производства.


Будут сокращены инвестиции в заводы. Полученные средства будут направлены на покупку компаний, которые предоставляют услуги по совместному использованию транспортных средств. В прошлом году GM создала новый бренд Maven. Автомобиль можно забронировать при помощи смартфона. Стоимость — шесть долларов в час. Число пользователей уже превысило 40 тысяч человек. Также планируется создать службу для транспортных компаний, которые смогут на неделю брать автомобиль на прокат.


GM быстрыми темпами меняет производство на сферу обслуживания. Toyota, чьи экологически чистые автомобили тянули за собой автобизнес, будет использовать производственный опыт и искусственный интеллект для создания беспилотных автомобилей, чтобы свести к нулю число жертв ДТП, которое в год составляет 1,25 миллиона человек. Кого же предпочтут клиенты?