Столичные теплопоставщики начали массово угрожать киевлянам судами, пеней и арестом имущества за неуплату коммунальных долгов. Должники жалуются, что их требования о перерасчетах платежей игнорируются.
Требуют вернуть долги
Перед отопительным сезоном киевлянам все чаще вручают «письма счастья», где указано, что на них подают в суд, по решению которого с них взыщут сумму долга, штрафную пеню, судебные затраты и даже услуги адвоката. Как узнали «Вести», в киевских судах уже даже назначены такие заседания.
В частности, 15 октября и 11 ноября в Голосеевском суде будут рассматриваться иски от теплопоставщика «Теплопостачсервис» против жителей ЖК «Ликоград» на Теремках. В «Теплопостачсервисе» утверждают, что жители «Ликограда» за прошлый отопительный сезон задолжали около 15 миллионов гривен, из-за чего ситуация накануне отопительного сезона критическая. В то же время жильцы жалуются, что суммы в платежках неоправданно завышены.
«Мне насчитали за месяц 5 тысяч 900 гривен за отопление квартиры площадью 49 кв. м. При этом тепло в квартиру не поступало, так как у нас опломбированы краны, поскольку мы там не живем. Есть и заключение главного инженера», — возмущен киевлянин Сергей Черничко. Его соседка Юлия Колтукова также возмущена, что ей назначили долг за горячую воду, которой она вообще не пользуется, так как у нее установлен бойлер. А житель соседнего дома Дмитрий Ковшун удивляется, что сначала ему предъявляли долг в 9 тысяч гривен, а сейчас он сам собой «усох» до 6 тысяч гривен. «Это лишь подтверждает, что цифры в платежках с потолка», — сказал он «Вестям».
В «Теплопостачсервисе» уверяют: все расчеты за отопление сделаны согласно тарифам, утвержденным НКРЭКУ.
Задолжали миллиарды
Гораздо масштабнее проблема с неоплатой долгов «Киевэнерго». «На 1 сентября жители Киева должны нам за отопление 1,35 млрд грн, а за электроэнергию — 363,3 миллиона гривен. Наибольшие должники по теплу — потребители Святошинского и Деснянского районов, а по электроэнергии — Дарницкого, Святошинского и Соломенского районов», — говорят «Вестям» в пресс-службе компании. По словам энергетиков, им приходится идти на крайние меры, обращаясь с исками в суд, так как жители категорично отказываются оплачивать квитанции.
На сегодняшний день компания передала 1 тысячу 200 дел должников в суд и уже выдано 645 судебных постановлений о взыскании задолженности.
Что делать
По словам юристов, оплачивать долги все же придется. «Если вы не согласны с платежками, пишите жалобы и свои требования поставщику услуг. Если он вас игнорирует, подавайте на него в суд, который может обязать поставщика предъявить вам калькуляцию цифр. Но если суд признает суммы законными — придется платить», — говорит «Вестям» юрист компании «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. Адвокат Иван Либерман советует посещать судебные заседания, чтобы потребителей не признали виновной стороной без их ведома.
«Киевляне могут попросить суд назначить различные экспертизы, которые помогут определить правильность насчитанных им тарифов или провести финансовый аудит в компании — поставщике услуг. После чего остается только надеяться, что пока пройдет время, потраченное на экспертизы, тарифы НКРЭКУ признают незаконными и долги будут пересчитаны», — отметил Либерман. Признание тарифов незаконными требует и экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко: «В июне прошлого года мы подали в суд на НКРЭКУ. Но пока наше дело «болтается» в судебных тяжбах. В условиях кризиса эти драконовские тарифы добивают граждан, которым сейчас будет крайне сложно отбиваться в судах от поставщиков коммунальных услуг».
Чего могут лишить
Если у киевлян нет денег оплатить долги, то суд, по словам адвоката Ивана Либермана, может наложить арест на их движимое и недвижимое имущество. «Согласно Закону об исполнительном производстве, сначала накладывается арест на движимое имущество. То есть забирают все, что можно вынести: мебель, аудио- и видеоаппаратуру, ванны, унитазы, даже могут снять розетки. Закон только запрещает забирать холодильник, нижнее белье, комплект зимней одежды, детские вещи, консервацию и домашние тапочки, если они стоптаны на 50%», — объясняет он.
По словам адвоката, судебные исполнители продают конфискованные вещи, а деньги с прибыли перечисляют на оплату долгов. «Если же этой суммы не хватит, тогда арестуют недвижимость, то есть квартиру. Правда, до таких крайних мер вряд ли дойдет», — уверен Либерман.