Сильвия Урбан (Sylvia Urban) из зонтичной группы German AIDS Service Organization назвала стремительное распространение ВИЧ-инфекции в России «катастрофическим». Согласно данным российского правительства, в 2016 году ВИЧ-инфекцией заразились более 100 тысяч человек. По данным Института Роберта Коха в Берлине, за тот же период времени в Германии, численность населения которой наполовину меньше численности населения России, этой инфекцией заразились 3,4 тысяч человек.
По словам Урбан, более совершенные мировые программы по предотвращению распространения ВИЧ, а также программы тестирования на наличие ВИЧ-инфекции позволили в значительной степени замедлить распространение этого вируса и помогли снизить число вновь заболевших в мире на треть по сравнению с уровнем 2000 года. Однако, по ее словам, эта глобальная тенденция не применима к Восточной Европе.
Преследования и дискриминация
По словам Урбан, в России, где «группы риска» подвергаются нападкам и дискриминации, вопросы сексуальности в целом и гомосексуальности в частности являются табу. Финансирование борьбы с распространением ВИЧ в России было существенно уменьшено, а неправительственные организации, которые получают средства из-за рубежа, столкнулись с притеснениями со стороны властей.
Урбан отметила, что опыт Германии доказал, что в профилактике этого заболевания неправительственные организации играют важную роль.
«Невероятный успех профилактики ВИЧ в Германии наглядно демонстрирует, насколько эффективными могут быть структуры, способствующие взаимодействию между правительством и гражданским обществом», — сказала она.
Вадим Покровский, глава Федерального центра по борьбе со СПИДом, говорит, что россияне могут только мечтать о таком взаимодействии между государством и частными организациями.
«Мы можем многому научиться у Германии», — сказал он, добавив, что в России ВИЧ распространяется стремительнее всего среди наркозависимых людей.
Поскольку большинство наркоманов в России — это гетеросексуальные мужчины, их партнеры тоже оказываются под угрозой. По словам Покровского, россиянке в возрасте от 25 до 30 лет очень легко встретить ВИЧ-положительного мужчину. Согласно статистике его центра, примерно 3-4% всех российских мужчин в возрасте от 40 до 50 лет являются ВИЧ-положительными. ВИЧ-инфицированными являются каждый пятый наркоман и каждый десятый гомосексуальный мужчина.
«Гомофобия и негативное отношение к наркозависимым людям, а также непонятный правовой статус проституток, привели к тому, что в России используется менее половины тех методов, которые, как было научным образом доказано, препятствуют распространению ВИЧ в мире», — объяснил он.
По его словам, распространение религиозности в российском обществе тоже осложнило процесс борьбы с ВИЧ.
«Временами все это принимает очень консервативные формы, несовместимые с теми изменениями, которые происходят в современном обществе», — сказал он.
Предупреждения о росте расходов
Луис Лурес (Luiz Loures), заместитель исполнительного директора Объединенной программы ООН по ВИЧ и СПИДу (UNAIDS), отметил, что, хотя распространение ВИЧ в Восточной Европе приобретает характер эпидемии, дискриминация и ненависть по отношению к сексуальным меньшинствам, а также агрессивная ксенофобия распространяются с той же скоростью.
«Быстрее всего СПИД распространяется там, где люди подвергаются дискриминации», — объяснил Лурес.
Он подчеркнул, что в настоящий момент ситуация в Восточной Европе даже хуже, чем в Африке.
«Если в ближайшее время не будет найден способ остановить стремительное распространение вируса в этом регионе, расходы на борьбу с ним в будущем станут еще выше», — подытожил Лурес.
«Самоизоляция в вопросах здоровья»
Раминта Стуйките (Raminta Stuikyte), консультант специального посланника ООН по ВИЧ в Восточной Европе, отметила, что атмосфера в России мешает эффективной борьбе с распространением ВИЧ.
«Рано или поздно ученым придется выйти за пределы идеологии», — сказала она.
По ее словам, Россия отказывается пользоваться преимуществами мирового опыта в борьбе с распространением ВИЧ и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, а также опытом, накопленным отдельными странами.
«Для того, чтобы обмениваться опытом в области профилактики ВИЧ, необходим диалог, — сказала Стуйките. — Когда речь заходит о проблемах здравоохранения, самоизоляции попросту нет места».