В начале 80-х годов прошлого столетия каждое воскресенье в шесть часов вечера на площади рядом со спортивным городком в Гаване можно было увидеть сотни молодых людей в голубой школьной форме. Здесь был пункт сбора учеников специальной школы-интерната имени В.И. Ленина, откуда они после проведенных выходных дней с родителями, возвращались в школу на специально выделенных автобусах, чтобы продолжить учебу.


«Школа Ленина» выделяется среди специализированных школ программой усиленного обучения точным наукам. Для поступления в нее государство выделяет определенное число мест для каждого района страны. При этом центральные районы, где в основном проживают семьи с более высоким материальным и социальным положением и где уровень знания детей значительно выше, чем у детей из более отдаленных районов, получают меньше вступительных мест и конкурс для них, естественно, выше. Учиться в этом учебном заведении очень престижно, поэтому многие дети высокопоставленных кубинских революционеров обучаются в этом учебном заведении.


Обучение в школе организованно с седьмого класса по 12-й класс. В процессе обучения идет отсев учащихся, чей средний балл снизился до 85 (по 100-бальной системе оценки).


«Школа Ленина» сейчас называется средней специальной школой с углубленным изучением точных наук имени В.И. Ленина и находится в трех километрах от Гаваны неподалеку от парка Ленина. Средняя школа по-испански — preuniversitario — является заключительным этапом среднего образования и открывает путь для поступления в университет.


Показательная школа


Среднюю специальную школу-интернат имени В.И. Ленина открыли в 1974 году в пригороде Гаваны. На торжественной церемонии открытия учебного заведения присутствовали лидер кубинской революции Фидель Кастро и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Советский руководитель передал школе подарок советских профсоюзов — оборудование для 72 учебных кабинетов и лабораторий. По замыслу Фиделя Кастро школа должна была стать кузницей «нового социалистического человека».


Школа занимает обширную территорию, где расположились учебные корпуса, лаборатории, спортивные площадки, два олимпийских бассейна и общежития. Рядом со школой находятся сельскохозяйственные угодья, где ученики проходят трудовую практику. Каждые две недели нужно пять дней отработать в поле.


В настоящее время некогда процветающая показательная школа приходит в упадок из-за недостаточного государственного финансирования.


Журнал Союза молодых коммунистов Кубы Juventud Tecnica на своей странице в Facebook недавно опубликовал информация о том, что на самом высоком уровне рассматривается вопрос о ее закрытии.


«Я был крайне удивлен, прочитав информацию о возможном закрытии школы. Я знаю, что система образования на Кубе испытывает острый недостаток в финансировании, но я и не догадывался о том, что проблема зашла так далеко, что сейчас речь идет о закрытии престижного учебного заведения. Если говорить о школах, созданных после кубинской революции 1959 года, то школа-интернат имени В.И. Ленина была лучшей на Кубе», — рассказал изданию писатель Энрике дель Риско (Enrique del Risco), выпускник школы 1982 года. — Я и не знал, что долгое время школа финансировалась лишь на одну треть потребностей. Такая ситуация говорит о том, что правящая элита не заинтересована в поддержании на высоком уровне системы школьного образования на Кубе. Своих детей и внуков предпочитает отправлять на учебу в частные иностранные школы, которые в последнее время получили широкое развитие на острове».


По рассказам бывших выпускников «школы Ленина», с которыми нам удалось побеседовать, во время учебы они не имели свободного доступа ко многим школьным объектам, которые предназначались лишь для показа высокопоставленным делегациям, в основном, зарубежным.


«Плавательные бассейны, большую часть года были закрыты, их наполняли водой три или четыре раза за три года моего обучения в школе. В дни приезда иностранных делегация нам раздавали спортивную одежду и разрешали играть в бейсбол, чтобы у иностранцев складывалось приятное впечатление о жизни школьников на Кубе. Кстати, у нас были лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, но они были недоступны для занятий. Следует сказать, что на собраниях мы поднимали эти вопросы, но школьное руководство на нашу критику должным образом не реагировало», — вспоминает Энрике дель Риско, живущий сейчас в Нью-Джерси.


Выпускники «школы Ленина», эмигрировавшие за рубеж, не испытывают особой гордости за то, что учились в школе вместе с детьми Рауля Кастро и Эрнесто Че Гевары. Среди учеников школы было много детей известных лидеров повстанческих движений стран Латинской Америки. Кубинские власти охотно представляли политическое убежище руководителям леворадикальных движений и их семьям.


Высокий уровень академической подготовки


Сегодня, однако, большинство выпускников школы сожалеют о закрытии «социалистического эксперимента», продолжавшегося на протяжении последних четырех десятилетий.


«Школа Ленина» стала частью их жизни. Там впервые они смогли приобрести верных друзей, и, несмотря на отдельные недостатки, все соглашаются с тем, что только в стенах этой школы можно было получить высокий уровень академического образования.


«Школа Ленина» была ориентирована на глубокое изучение точных наук. Помимо этого из нас хотели воспитать высокообразованных людей, хорошо знающих историю и культуру. Большое внимание уделялось физической подготовке», — рассказала изданию выпускница школы Идармис Гонсалес (Idarmys González), в девичестве Прието, которая в настоящее время живет в Майами и руководит домом престарелых.


«Помимо учебы на нас было возложена задача по уборке помещений и прилегающей территории. Порой приходилось жертвовать сном и вставать на час раньше подъема, чтобы выполнить норму», — добавляет Гонсалес и напоминает, что за эту работу школьникам ничего не платили. — На Западе школьники и студенты за аналогичную работу получают деньги. Так, что «школа Ленина» не была абсолютно бесплатной для нас: помимо уборки на нас была возложена обязанность ремонтировать школьный и спортивный инвентарь».


В свою очередь Раиса Рохо (Raisa Rojo), которая училась в школе-интернате с 1980 года по 1986 годы, говорит, что закрытие данного учебного заведения негативно скажется на подготовке высококлассных специалистов.


«Меня беспокоит тот факт, что таким образом мы лишаем молодое поколение возможности приобрести высокооплачиваемую специальность. У юношей и девушек пропадает стимул хорошо учиться», — завила изданию Раиса Рохо, которая сейчас живет в Доминиканской республике, где работает врачом.


Все бывшие выпускники «школы Ленина» были едины во мнении, что они были намного лучше подготовлены для поступления в высшие учебные заведения по сравнению с выпускниками обычных школ.


«Распорядок дня был очень строгим, как у военных. Шесть лет, которые я провела в школе-интернате, наложили отпечаток на мой характер. Я должна была научиться уживаться со своими одноклассниками, не конфликтовать, находить общий язык. Впоследствии эти навыки мне здорово помогли в жизни», — поделилась своими впечатлениями Раиса.


Спустя многие годы несмотря на то, что жизнь разбросала выпускников престижной «ленинской школы» по всему миру, они по мере возможности стараются поддерживать добрые отношения, помогать друг другу.


«К сожалению, в современном мире все труднее и труднее становится получить качественное образование детям из бедных семей, и с этим надо что-то делать… Нам посчастливилось жить в то время, когда можно было получить бесплатно прекрасное образование, жаль, что эти времена остаются в прошлом», — с грустью замечает Раиса Рохо.