Сторонники сирийского режима ведут неутихающие споры о секуляризме, который препятствует деятельности Министерства по делам вакуфов, мешает усилению его авторитета и сводит на нет деятельность религиозных молодежных организаций и проповедников. Российское информационное агентство «Спутник» опубликовало видеорепортаж об открытии многоконфессиональной делегацией из России школы имени мученика Мухаммеда Аднана Колки в районе Барзе в Дамаске, которая была разрушена в результате боевых действий. Агентство сообщило, что представители религиозных общин России посодействовали восстановлению начальной школы имени мученика Мухаммеда Аднана Колки, а в церемонии открытия приняли участие представители религиозных общин России и Сирии. Среди них: посол России в Дамаске, представитель министра просвещения Сирии, глава Совета провинции Дамаск и директор по вопросам образования в Дамаске, а также ряд ответственных лиц в сфере образования. Российское информагентство «Спутник» опубликовало фотографии христианских и мусульманских религиозных деятелей из России, которые выступают в роли посредников для сирийских студентов в районе Барзе, где впервые в сирийской истории правительство полностью контролирует государственное и частное образование. Любопытно, что официальные средства массовой информации проигнорировали это событие.
Надо отметить, Барзе был одним из первых районов, где в 2011 году начались демонстрации против сирийского режима. Боевые действия и многолетняя осада привели к разрушению значительной части района. Только в 2017 году была достигнута договоренность по выводу вооруженной оппозиции с этой территории.
На прошлой неделе в рамках Международной книжной ярмарки-выставки в библиотеке им. Аль Асада был проведен ряд мероприятий. Во время симпозиума по секуляризму произошла словесная перепалка, в которой приняли участие Надия Хуст, Мухаммад Араб Сасиль и Акиль Махфуд. Надия Хуст, известная своей лояльностью сирийскому режиму, раскритиковала растущую роль Министерства по делам вакуфов и обвинила его сотрудников в травле секуляристов, которые отказались превратить некоторые исторические места в Дамаске в религиозные. Она сказала: «Почему я, как гражданка Сирии, если хочу посетить мавзолей Салах ад-Дина Айюби за мечетью Омейядов, то должна надевать хиджаб?» Представитель Министерства по делам вакуфов поинтересовался у нее на симпозиуме, зачем тогда нужно министерство, если оно вынуждено существовать «за пределами национальной линии», то есть без учета политики сирийского режима. Она ответила, что те меры, которые разработало Министерством по делам вакуфов для противодействия религиозному экстремизму не представляют религию как прогрессивную идею. Министерство не может ответить прямо, что является греховным деянием, а что нет.
Скрытое противостояние между светскими и религиозными группами в Министерстве по делам вакуфов игнорируется официальными средствами массовой информации. Несмотря на то, что журналисты присутствовали и на книжной ярмарки, и на других мероприятий в прессе такого рода информация не появилась. Открытие школы в Дамаске также не было освещено.
После девяти лет военных действий Иран также занялся восстановлением школ и открытием религиозных центров, конкурируя с Россией в сфере установления контроля над образованием в Сирии.
Борьба за влияние происходит в то время, когда сектор образования в Сирии страдает от серьёзных коррупционных скандалов, оцениваемых в десятки миллиардов лир. Недавно было принято решение о конфискации средств бывшего министра просвещения Сирии Хазвана аль-Ваза и более 80 других людей, в основном сотрудников Министерства просвещения. Кроме вышеупомянутой проблемы существуют и другие: слабость преподавательского состава, сокращение числа учителей, низкая заработная плата, обязательная военная служба и участие резервистов в военных учениях, не говоря уже об увеличении числа учащихся, которым не хватает мест в учебных учреждениях.