В конце 1929 года, во время правления Сталина, в СССР были произведены радикальные изменения в советском календаре. Тогда создали новую неделю из пяти рабочих дней и без выходных! Но прежде чем погрузиться в детали этого исторического курьеза, начнем с другого. Первые серьезные изменения в календарь внесли еще при Ленине в феврале 1918 года. Ленин тогда распорядился «перескочить» 12 дней, чтобы СССР перешел на Григорианский календарь. Прежде в России действовал Юлианский календарь (из-за этого знаменитая Октябрьская революция, согласно наиболее распространенному на сегодня Григорианскому календарю, на самом деле произошла в ноябре, а не в октябре).
Однако преобразования Ленина не идут ни в какое сравнение с тем, что впоследствии сделал Сталин. На самом деле первому идея о создании новой недели без выходных пришла в голову экономисту Юрию Ларину, и она очень понравилась Сталину.
Конечно, сама мысль о неделе без выходных похожа на самый страшный ночной кошмар. Рабочие и студенты по всему миру в течение недели считают дни до выходных, когда смогут отдохнуть, пообщаться, набраться энергии для новой рабочей недели. Трудно себе вообще представить жизнь, в которой однажды исчезли бы все выходные. Тем не менее именно это произошло с советскими рабочими в ноябре 1929 года и продолжалось с небольшими изменениями более десяти лет!
Новая пятидневная неделя без выходных создавалась для того, чтобы обеспечить безостановочную работу фабрик и заводов, ведь прежде, по крайней мере в воскресенье, станки останавливались, и производство стояло. Для советских властей это было неприемлемо, так как они хотели как можно скорее догнать (и перегнать) экономику других мировых держав. Разумеется, тогда существовали и знаменитые пятилетки, то есть планы экономического производства, созданные на пять лет вперед, обязательные к исполнению.
При пятидневной неделе, разумеется, производительность значительно возросла бы, станки никогда не останавливались бы… Но как быть с рабочими? Неужели они работали без остановки день за днем? Нет, такого даже Сталин предложить не мог. Система была следующей: пять дней недели (поскольку их традиционные названия уже не действовали) различались по цветам. Так, первый день пятидневной недели стал «желтым днем», второй — оранжевым, затем шел красный, голубой, и, наконец, пятый день был зеленым.
Точно так же делились и рабочие. Одна пятая рабочей силы стала желтой группой, вторая — оранжевой, третья — красной и так далее. Иными словами, «желтый рабочий» имел право на отдых в «желтый день». То есть люди работали четыре дня подряд, а пятый день был свободным, правда, не для всех, а только для одной пятой рабочей силы!
Излишне говорить, что эта система очень повлияла на общественную жизнь тогдашних советских рабочих. Скажем, «голубой рабочий» с трудом мог поддерживать связь с рабочими из других групп, так как у них никогда не совпадали свободные дни. Исключением были праздники. Новый советский календарь не менял количества дней в году: в каждом месяце было по шесть пятидневных недель, а чтобы в году было 365 дней, советские власти провозгласили пять национальных праздников, которые распределили по всему году.
И все же, если не считать праздников, рабочие разных цветов встречались редко. Еще хуже было то, что зачастую супруги входили в разные цветовые категории, а значит, не могли проводить свободный день вместе!
Хотя эту радикальную схему придумали, прежде всего, для того, чтобы станки работали без остановок, кое-кто полагает, что существовали и другие причины. Якобы мужчин и женщин намеренно распределяли по разным цветовым группам, чтобы «разрушить семейную жизнь», а отказ от традиционных субботы и воскресенья был обусловлен борьбой с религией. Во втором почти нет сомнений. Что же касается намеренного разделения мужчин и женщин, то вряд ли это делалось умышленно, ведь вскоре после введения новой системы мужья и жены получили возможность подать заявку на получение одинаковой цветовой категории (правда, для этого необходимо было согласие советской бюрократии).
Как же долго сохранялась эта неудобная пятидневная неделя? Не очень. Уже в 1931 году власти вернули субботу, и неделя превратилась в шестидневную. Воскресенья же не существовало вплоть до 1940 года.
Неужели все было так печально? В основном да, хотя предпринимались и некоторые положительные, с точки зрения рабочих, меры. Так, за год до сокращения недели, то есть в 1928 году, СССР сократил рабочий день с восьми до семи часов.
Насколько продуктивной оказалась пятидневная, а затем и шестидневная рабочая неделя? Опять-таки не очень, ведь иначе в 1940 году СССР наконец не отказался от своих экспериментов. Возникла масса проблем. Во-первых, станки не могли работать безостановочно и ломались значительно чаще. Трудно было также добиться организованности от рабочих, и часто возникала путаница. В течение «обычной» недели рабочие в курсе всего происходящего и могут работать более слаженно, в отличие от недели с днями разных цветов. Что делать, если устранить неполадку на станке может только «желтый» рабочий, которого в нужный день нет на заводе? Общение между людьми вообще осложнялось, а кроме того, на том или ином заводе одновременно всегда работали всего 80 процентов рабочих вместо ста.
Эксперимент с пятидневной и шестидневной рабочей неделей продолжался более десяти лет. Хотя проводились и разные другие эксперименты, связанные с трудовой производительностью, которые сегодня уже кажутся историческими курьезами. Однако если учитывать только статистику, один факт остается бесспорным: за короткое время СССР превратился из аграрной и слаборазвитой страны (точнее речь идет о его членах с Россией во главе) в мировую сверхдержаву, которой удалось остановить нацистское вторжение, а затем на протяжении десятилетий конкурировать с США за доминирование в мире.