Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Libération (Франция): раздоры вокруг памятников в России

Памятник Ф. Э. Дзержинскому - ИноСМИ, 1920, 05.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Считается, что памятники нужны для воспитания патриотических чувств, которые потом должны быть донесены до потомков. Появление памятников - это всегда чья-то инициатива, которая не всегда нравится всем. Известие о новом памятнике обычно вызывает неоднозначную реакцию в обществе.

Памятники — это острая и чрезвычайно политическая тема в России. Есть памятники, которые были возведены властью в честь великих людей, к чьей памяти она стремилась приобщиться. Например, это касается гигантской статуи князя Киевского Владимира, крестителя Руси, которая появилась в 2016 году напротив Кремля как кукиш в адрес Украины с ее притязаниями на его наследие. Или памятника легендарному оружейнику Михаилу Калашникову, который был открыт в столице в 2017 году, хотя его постамент пришлось в срочном порядке переделывать, потому что пулемет на барельефе оказался немецким StG 44.

Множество толкований истории

Как бы то ни было, в России существуют и неофициальные памятники, которые служат противовесом для пафосных статуй официальных героев и напоминают о сложности российской истории со множеством интерпретаций. Например, это касается проекта «Последний адрес», который опирается на работу ассоциации «Мемориал». Участники размещают у входа в жилые дома небольшие металлические таблички с указанием имени, профессии и даты рождения жертвы сталинских репрессий, которая некогда проживала там.

То же самое касается и импровизированного мемориала Борису Немцову, который был убит в 2015 году в двух шагах от Кремля. В ходе организованного в его честь марша сотни тысяч москвичей возложили цветы на место убийства. С тех пор добровольцы каждый день меняют тут букеты и следят за тем, чтобы полиция не разнесла их импровизированный памятник.

Отвлечение внимания

Иногда памятники могут вызвать конфликт. 20 февраля московские власти объявили начало электронного голосования за новую статую на Лубянской площади, напротив бывшего здания КГБ, где сейчас расположилась ФСБ. Каким было официальное для того основание? Площадь «пустовала» без центрального элемента. Только вот это было отнюдь не случайно… До распада СССР на Лубянке стоял памятник Феликсу Дзержинскому, основателю кровавой политической полиции ЧК (предшественница КГБ). Статуя была сброшена толпой в 1991 году и впоследствии помещена в столичный парк к другому наследию коммунистического прошлого.

Москвичам предложили два варианта: вернуть старый памятник или поставить статую Александру Невскому, герою средневековых войн с тевтонскими рыцарями. Голосование превратилось в настоящую войну верующих, националистов, либералов и ностальгирующих по советскому прошлому. Накал страстей был так силен, что шесть дней спустя мэр Сергей Собянин решил отказаться от проекта и оставить площадь в прежнем виде. По словам источников в мэрии, задумка была в том, чтобы «отвлечь внимание» от демонстраций с требованием освободить Алексея Навального. Тем не менее тема памятников оказалась не менее взрывоопасной, чем вопрос участи оппозиционера.

Обсуждение
Комментариев: 48
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Flight54321
5 марта 2021, 01:44
При чём тут накал борьбы? Просто демократия она такая, если бы победил Невский, то признали бы волеизъявление народа! Ну нельзя же признавать победу Дзержинского! Этак народ замахнётся ещё и на ...! Кто-ж такое допустит.
valeraG
5 марта 2021, 17:14
Flight54321, может Вы не заметили, но побеждал то Невский. В начале проголосовали в большом количестве дисциплинированные комми - и счёт был почти равным. А потом наши раскачались - и постоянно шло увеличение процентов у Святого, Собянин прекратил голосование при счёте 55 - 45 в нашу пользу. Проигрывал Палач...
Flight54321
5 марта 2021, 17:54
valeraG, А почему Невского вы считаете палачём?
Алексей (Крюково)
5 марта 2021, 03:26
Венедиктов и либералы замотали тему, что памятник Дзержинского был снесен без решения властей, то есть незаконно. По закону и должен был вернуться на место.
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:03
Вы ещё скажите, что СССР был распущен незаконно, и ЕБН, Шушкевича и Кравчука нужно посадить
DM222
5 марта 2021, 13:32
Алексей (Крюково), столицу спасли от Дзержинского патриоты, консерваторы и монархисты, а не венидиктов и либералы. эти наоборот настраивали нард за Феликса специально делая вид, что они против памятника своему соплеменнику
valeraG
5 марта 2021, 17:15
DM222, да лучше Фаллос чем Феликс!
valeraG
5 марта 2021, 17:39
Алексей (Крюково), большевики выпустили декрет СНК от 12 апр 1918 о сносе памятников - но СНК был незаконным!
Стёпа-Дядя
5 марта 2021, 03:27
Люсьен! Вы не правы! Это не власти активировали голосование за восстановление памятника на Лубянке. Это либеральные "горны", что затесались в Общественную Палату Москвы, Венидиктов и Познер, затеяли "замещение" памятника Дзержинскому, памятником Александру Невскому. Решили погреть руки, попиариться и лбами людей столкнуть.
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:04
Прилепин и Ко первыми тему с восстановлением памятника зачем-то подняли
Добропыхатель
5 марта 2021, 09:33
Стёпа-Дядя, власти должны голосованием управлять.
g
gros.sergey65
5 марта 2021, 16:24
Добропыхатель, "власти должны голосованием управлять." Это от лукавого, при "демократии" власти должны управлять не голосованием, а выдвижением кандидатов.
osnownoi
5 марта 2021, 06:41
Снос памятника это варварство и не важно где это происходит на кладбище или на площади... И не важно кому он поставлен... Это история и напоминание будущим поколениям о победах и поражениях... Хотя врать не буду что считаю что погост с красной площади давно нужно перенести... Не дело устраивать пляски на костях.
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:06
А если какой-нибудь кровавый маньяк у власти за время своего правления наставит себе памятников по всей стране? Революция, которая уничтожит и его и его семью должна эти памятники оставить на местах? Бред!
osnownoi
5 марта 2021, 09:16
Дмитрий Молодцов, по твоим словам и памятников не останиться... Ну давай сноси Ленина как хохлы... Он был тираном не меньшим чем Сталин или Пётр 1
Добропыхатель
5 марта 2021, 09:30
Дмитрий Молодцов, во власти ангелочков не было. Посему все памятники надо снести, кроме Никулина.
mig
5 марта 2021, 09:38
Дмитрий Молодцов, на кого намекаешь? На Николая второго,памятники которому большевики уничтожили полностью,наставив везде лысых голов Ленина? А памятник Дзержинскому надо вернуть с подписью "Палач русского народа".
mig
5 марта 2021, 09:31
osnownoi, Конечно памятник поляку Дзержинскому надо вернуть на место,только с подписью "Палач русского народа". И Ленину памятники сносить нельзя,только подписать каждый "Иуда Ленин - убийца миллионов русских людей".
Добропыхатель
5 марта 2021, 09:36
mig, а на памятнике Невскому написать: "Сотрудничал с татаро-монгольскими оккупантами. Собирал для них дань с русских крестьян"
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:44
Про Николашку Кровавого речи нет, конечно. Он разве своими памятниками всю страну заставил? Скорее такой коллективный гипертрофированный "Нерон-Сталин-Гитлер-Франко-ПолПот-Чаушеску".
Добропыхатель
5 марта 2021, 10:56
Дмитрий Молодцов, про Николая 2 не согласен. Ну какой он Кровавый? Скорей Сопливый. И про Франко не согласен. Он ведь сам Долину Павших воздвиг и не только для себя, там и фалангтсты с коммунистами. А его из собственной усыпальницы вышвырнули. Тогда и всех королей из Эскориала надо вынести - мало кто из них был вегетарианцем.
valeraG
5 марта 2021, 17:20
osnownoi, забавно - большевики, незаконно захватив власть, снесли массу памятников и переименовали уйму городов, улиц и тп. А теперь - вопят, что, когда их сносят и возвращают старые имена - это незаконно
Дмитрий С
5 марта 2021, 08:05
1. Установить лиц виновны в сносе Феликса и взыскать с них за ущерб. 2. Вернуть памятник на место, как было. 3. Провести слушанья и голосования москвичей. 4. По результатам произвести новые действия. Это называется восстановление законности. Самое важное.
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:09
СССР не забудьте восстановить! А виновных в незаконном роспуске - наказать
osnownoi
5 марта 2021, 09:19
Дмитрий Молодцов, а че... Я бы не против горбатого судить... За предательство и корупцию
mig
5 марта 2021, 09:25
Дмитрий С, Снос памятника тоже наша история.А может фонтан со скульптурами восстановить,который там раньше был? Кстати скульптуры фонтана тоже хранятся там же,где и памятник Дзержинскому.Зачем нам в Москве памятник поляку и палачу русского народа?
Добропыхатель
5 марта 2021, 09:28
mig, снос памятника тоже история? Вон оно как! И навальнята на улиыце - тоже история, которую тоже надо чтить.
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:47
Добропыхатель, Памятники хомячкам предлагаете ставить? Само придёт постепенно, по мере умирания :-)
P
Patrin
5 марта 2021, 09:55
mig, Историю надо знать что бы о чем то судить, а то в пылу борьбы лепите "горбатого" и ни чем не отличаетесь от того же Дзержинского, что, белые, меньше народа положили? Или может крестьян по березам не развешивали? Выдумки большевиков? ИЛИ белого террора не было? нельзя все возлагать на одну сторону, я еще живых свидетелей того времени застал и по их рассказам могу судить что тогда правых и виноватых не было.
Дмитрий С
5 марта 2021, 10:00
mig, А ещё он восстановил железные дороги из разрухи и поборол беспризорность. Такой снос памятника это незаконные действия, всего лишь. Дело не в идеологии не в делении на красных и белых. Надо восстановить законность. Памятник установили на законных основаниях, на законных и надо проводить дальнейшие действия с ним. Безнаказанность ведёт к аналогичным действиям в будущем. Например где то установят памятник Гитлеру или снимут и покажут о нём положительное кино.
P
Patrin
5 марта 2021, 10:11
Дмитрий С, С Вами согласен, не ломай то что не строил, не мы ставили не нам ломать, память надо уважать какой бы она не была.
K
KalikP
5 марта 2021, 08:37
И пОциэнт будет сидеть, и памятник стоять - так им на роду написано...
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 08:59
"Памятники — это острая и чрезвычайно политическая тема в России" --- первая же фраза и сразу ложь!
ДОК
5 марта 2021, 09:08
Что-то BLM успокоились! Даже сидящего Абрашу не снесли в Вашингтоне...
Добропыхатель
5 марта 2021, 09:26
Правильно Собянин решил. Во время пандемии памятникам запрещено появляться на Лубянке.
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:40
Смешно :-)
mig
5 марта 2021, 09:43
Добропыхатель, так ты за памятник Невскому с подписью "Сотрудничал с татаро-монгольскими оккупантами. Собирал для них дань с русских крестьян"? Могу тебя разочаровать,монголы только от большевиков узнали,что они великие завоевателя,всё враньё про иго и т.д.
Добропыхатель
5 марта 2021, 10:46
mig, что прошлая власть всегда лжива - давно известно. Вот как только без никакого нашествия "волжские болгары" оказались в Крыму? Тоже по депортации?
g
gros.sergey65
5 марта 2021, 16:34
Добропыхатель, ""волжские болгары"" Ели я не ошибаюсь, то на самом деле были волжские булгары :).
Дмитрий Молодцов
5 марта 2021, 09:39
Отстаньте уже от памятников! Вы укры, что ли? Снесли и снесли. Других забот нет? Тогда снег идите чистить!
mig
5 марта 2021, 09:48
Большевики даже памятники героям Отечественной войны 1812 года сносили,а не только царям.Так, был уничтожен монумент и могила генерал-лейтенанта Ивана Дорохова.Останки генерала выбросили с высокого откоса над рекой Протвой.
k
klara721
5 марта 2021, 15:13
mig, добавлю - красные власовцы не только выкопали из могилы тело генерала Лавра Георгиевича Корнилова и волочили его по улица захваченного Екатеринодара (на совке - Краснодар), они точно также в Сергиевом Посаде (на совке - Загорск) поступили с прахом русских философов Константина Николаевича Леонтьева и Василия Васильевича Розанова. От их могил даже следов не осталось.
25 млн раб мест
5 марта 2021, 09:49
Есть предложение поставить Феликса на фундамент снесенного Ельцин-центра.
K
KalikP
5 марта 2021, 09:58
25 млн раб мест, А под фундаментом, обязательно, могилка на 25 млн раб мест...
k
klara721
5 марта 2021, 15:19
25 млн раб мест, да, легко. Почему коммунисту Дзержинскому не идти рука об руку с коммунистом Ельциным? :)) Замените уже "Рабочего и колхозницу" на "Председателя и секретаря". Забористо получится, особенно если в стилистике советского авангарда заваять. Чтобы "Черный квадрат" тов. Малевича заплакал от зависти. :)))))
Чайников
5 марта 2021, 10:03
"сотни тысяч москвичей возложили цветы на место убийства" - миллионы, Люсьен. Миллиарды.
v
vavan5542
5 марта 2021, 12:49
Пусть Лужкову поставят памятник. Лучший руководитель города.
DM222
5 марта 2021, 13:36
у коммунистов двойные стандарты: сами посносили десятки тысяч великолепных памятников Империи, попутно уничтожив целый пласт культурного наследия Руси, а как поднимается вопрос о сносе памятников, которые они установили в честь своих террористов и нац.предателей, так это у них ужаскошмар, борьба с историей ))))
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем