WorldFocus: Работа журналиста в США - обычно довольно-таки безопасная профессия, даже если иной раз некоторым не нравится то, что они слышат или читают в СМИ, но в России это занятие может стоить тебе жизни. Сегодня Комитет защиты журналистов опубликовал доклад, в котором говорится, что 17 издателей, репортеров, фотографов и обозревателей были убиты в России с 2000 года.
И лишь один раз убийцы были осуждены. Комитет утверждает, что в СМИ эффективно умалчиваются такие темы как коррупция и нарушения прав человека. Чтобы обсудить это мы пригласили Джоела Саймона - исполнительного директора Комитета защиты журналистов в Нью-Йорке. Приятно видеть вас снова, Джоэл.
Джоел Саймон (Joel Simon): Спасибо вам.
- Почему убийцы российских журналистов не привлекаются к ответственности?
- В нашем докладе мы изучили несколько причин. Конфликт интересов, некомпетентность, но самая, пожалуй, важная, - отсутствие на то политической воли. Правительство Путина/Медведева не особенно заинтересовано в расследовании этих преступлений, а пока это так, правосудия мы не увидим.
- Эээ, причастность?
- Возможно, этого нельзя исключать. Некоторые из погибших журналистов изучали вопросы национальной безопасности, изучали пересечение между коррумпированными чиновниками правительства, мафией, организованной преступностью в России. Потому есть серьезная обеспокоенность тем, что велика вероятность причастности правительства, и это нужно расследовать.
- Как это влияет на качество информации, которую получают россияне, какой эффект это оказывает на демократию и способность журналистов писать важные вещи про коррупцию и преступность в России?
- Ну, основа демократии - хорошо осведомленное гражданское общество. В России же этого нет. Печатные СМИ были убраны на обочину политической жизни, практически все они теперь контролируются государством, а те, что остались, - небольшие элитарные издания, аудиторию которых составляет небольшая часть населения Москвы. И те журналисты, которые пишут о вопросах внутренней безопасности, о конфликте в Чечне и на Северном Кавказе, они опасаются за свои жизни.
- Когда вы публикуете подобные доклады, российское правительство обращает на них внимание?
- Разумеется. Сегодня наша делегация в Москве встретилась со следователями, которые ведут эти дела. Я поговорил с ребятами и понимаю, что встреча эта была скорее разочарованием, но самое главное - у нас уже есть диалог. Мы общаемся с ними, они знают, что мы обеспокоены, и мы надеемся на какой-нибудь прогресс.
- ОK, давай поговорим еще о Кубе и Вьетнаме, где наблюдается рост сообщества блоггеров. Как правительства этих стран, как люди реагируют на рост онлайн-журналистики?
- О, это очень интересно. Нет сомнения, что интернет сложнее контролировать чем традиционные печатные СМИ, например. В обеих странах зарождается новое поколение блоггеров. Во Вьетнаме оно крупнее и более оживленное, а на Кубе - меньше и пока в зачаточном состоянии. Во Вьетнаме мы видим, что правительство действительно начинает беспокоиться, и планирует принять меры, а на Кубе - мы внимательно наблюдаем, - на Кубе это действительно совсем новый феномен, так что мы ждем реакции правительства.
- ОK, Джоэл Саймон, спасибо вам большое.
- И вам тоже спасибо.
________________
Россия: убийства и безнаказанность ("The Guardian", Великобритания)
ИноВидео: Рэйчел Дэнбер об убийстве Эстемировой ("Worldfocus", США)
ИноВидео: Евросоюз обеспокоен положением правозащитников в России ("European Affairs Channel", Бельгия)
ИноВидео: "Обама должен занять жесткую позицию" ("France24", Франция)
Дина Мингалиева, ИноСМИ