Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украинский сосед и вопросы добрососедства

Почему президентские выборы на Украине вызывают пристальный интерес в Соединенных Штатах Америки и в Центральной Европе? Что поставлено на кон?

© коллаж ИноСМИукраина мир сша россия ес
украина мир сша россия ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские политики в действительности коррумпированы, ограничены и не мудры. Однако мировое сообщество всякий раз основывается в своей политике не на реальности, а на надеждах. Скажем прямо, Украина – это не просто укрупненный вариант Польши. В ней сильнее выражена внутренняя неоднородность, ее политический класс слабее, а структурные проблемы гораздо серьезнее. И ей нужно больше времени, чтобы избавится от своего мучительного прошлого.

Явного мошенничества не заметно. События освещают самые разные средства массовой информации. Исход выборов заранее не предрешен. Лидирующие кандидаты поддерживают рынок, политические свободы, власть закона и интеграцию с Европой. Переход власти от проигравшего к победителю происходит в процессе мирной борьбы.

По постсоветским стандартам, выборы президента Украины – словно глоток свежего воздуха. Однако в последние четыре года Украина вызывала у своих западных друзей и соседей практически постоянное разочарование, и они не видят реальных перспектив, что ситуация улучшится. Украина завязла в болоте экономической отсталости, неэффективности и кумовства. Те, кто потратил свое время и энергию, пытаясь ей как-то помочь, чувствуют, что их усилия пошли прахом.

Для Соединенных Штатов Америки и для Центральной Европы значение Украины определяется тремя обстоятельствами. С чисто практической точки зрения, это самая важная страна-транзитер. Более трех четвертей газового импорта Европы из России проходит через Украину. Кошмарный маршрут – как в политическом, так и в сугубо материальном смысле. Расчетный срок службы труб и компрессоров подходит к концу; к тому же их техобслуживание оставляет желать лучшего. Справедливо браня Россию за отсутствие заботы о нефтяной и газовой инфраструктуре, третьи страны не могут не высказать свои упреки и Украине за столь же отвратительное ведение дел в этом вопросе.
 
Что еще хуже, циничные споры между российскими и украинскими энергетическими магнатами выливаются в ежегодные яростные разборки. Россия заявляет, что Украина не платит по счетам и ворует газ. Украина обвиняет Россию в вымогательстве. Обе стороны неправы. (Когда вы последний раз слышали, чтобы подобный  спор затеяли, скажем, Нидерланды и Германия?) Но расплачиваться приходится ни в чем не повинным потребителям в Словакии, Венгрии, Польше и Хорватии – ненадежностью и сбоями в поставках газа.
 
Это укрепляет позиции Nord Stream, российско-немецкого газопровода, проходящего по дну Балтики, и South Stream, курируемого Россией черноморского газопровода. Ненадежность Украины в немалой степени способствует усилению позиции России при обсуждении вопросов о северного и южного обходных путей. И, тем самым, ослабляет  энергетическую безопасность Восточной Европы.
 
Во-вторых, политический и экономический успех Украины лишит кэгэбшных правителей России возможности утверждать, что их вариант авторитарного кумовского капитализма является единственным практически осуществимым способом руководства крупной страной в постсоветском пространстве. Неудача Украины может стать доводом в пользу кремлевского подхода.
 
Здесь общая картина представляется неоднозначной. Мало кто из россиян хотел бы импортировать украинских политиков или ее чудовищную бюрократию. Однако другие стороны украинской ландшафта выглядят более привлекательными. В Украине нет политических заключенных. Неугодных властям лиц не запирают в психиатрических больницах. Журналистов судят, а не убивают. Обсуждение истории не является преступлением. Охотники лезть не в свое дело и благодетели человечества могут спокойно предаваться своим любимым занятиям. В политической жизни Украины нет ничего похожего на кремлевскую «партию силы», «Единую Россию».
 
Третья причина большого значения Украины - геополитическая. Объединение Украины с Евросоюзом (ЕС и НАТО) привело бы к решающему перевесу в отношении ревизионистской политики на территории бывшей советской империи. Разговоры президента Дмитрия Медведева о «сфере привилегированных интересов» стали бы выглядеть скорее глупо, чем зловеще.
 
В этой неудаче можно обвинить обе стороны. Евросоюз упустил возможность, представлявшуюся после «оранжевой революции». НАТО напортачила на саммите 2007 года в Бухаресте. При президенте Джордже Буше, Америка с большим запозданием и недостаточно эффективно способствовала Плану действий по подготовке к членству в НАТО (MAP) Украины и Грузии. Это вызвало досадный раскол в НАТО. Менее поспешная, более обдуманная стратегия, сфокусированная на постепенных будничных улучшениях, а не на скандальных лозунгах, могла с большей вероятностью привести к успеху – и лучше соответствовала бы нуждам Украины.
 
Украинские политики в действительности коррумпированы, ограничены и не мудры. Однако мировое сообщество всякий раз основывается в своей политике не на реальности, а на надеждах. Скажем прямо, Украина – это не просто укрупненный вариант Польши. В ней сильнее выражена внутренняя неоднородность, ее политический класс слабее, а структурные проблемы гораздо серьезнее. И ей нужно больше времени, чтобы избавится от своего мучительного прошлого.
 
Победит ли на выборах 7 февраля изворотливый Виктор Янукович или темпераментная Юлия Тимошенко, – мировому сообществу придется противопоставить украинским правителям стойкость и терпение, смягченные щедростью в отношении украинского населения. Миллиарды, пошедшие на поддержку государственных финансов, оказались, в действительности, субсидией беспомощному политическому классу – и не пошли ему впрок.   

Полезнее было бы потратить деньги на другое. Хороший пример показал Тбилиси. Грузинские власти открыли «Европейский дом», где происходят выставки, лекции и мероприятия, способствующие воздействию на широкую публику европейской культуры и идей. Многомиллиардный проект «Службы внешнего воздействия» Евросоюза чреват намного большим риском, чем использование каких-то крох бюджета на основание аналогичных учреждений в городах Украины.

Эдвард Лукас – старший научный сотрудник Центра Анализа Европейской политики и главный редактор журнала Economist.