Начиная с 1991 года, украинские лидеры использовали различные стратегии для перемещения по тесному геополитическому пространству между Россией и Западом. После его победы над Юлией Тимошенко на февральских президентских выборах Виктор Янукович станет последним из украинских президентов, кто попытается проложить курс через эти предательские воды. В отличие от победы Януковича в 2004 году, местные и международные наблюдатели подтвердили, что февральские выборы были свободными и справедливыми. Хотя Оранжевой революции прочитали ее некролог, февральские выборы можно посчитать здоровыми шагами к демократии в регионе, испытавшем за последние годы откат от этих ценностей. По мере того, как новый президент Украины разрабатывает свою внешнюю политику, его план сделать Украину “мостом между Россией и Западом» столкнется с массой проблем. Во-первых, он должен вернуть согласованность в ряды политических элит Киева, среди которых царит смятение из-за возможности двусмысленного толкования Конституции. Более того, Януковичу нужно возродить западный энтузиазм по поводу Украины, ослабевший после «перезагрузки» отношений с Россией, предпринятой администрацией Обамы, и продолжающейся неопределенности со стороны ЕС по поводу украинского членства в западных организациях. Несмотря на его «пророссийскую» позицию, новый лидер Украины также должен справиться с Москвой, которая иногда чересчур деспотично использует энергетическую политику в своих интересах, а также покончить с неясностью по поводу Крыма и Черноморского флота России.
Конституционная головоломка
Украина последней из бывших советских республик приняла постсовесткую конституцию, вступившую в силу 28 июня 1996 года. Хотя изначально он выступал за полностью президентскую систему, тогдашний президент Леонид Кучма изменил направление в 2002 году и поддержал полупарламентскую систему. Обратный ход Кучмы был направлен на то, чтобы отказать своему сопернику и тогдашнему кандидату в президенты Виктору Ющенко в широких полномочиях, прописанных в конституции 1996 года. В рамках компромиссного соглашения 2004 года, позволившего Ющенко стать президентом, его блок «Наша Украина» согласился поддержать реформы, ослабляющие президента. Реформы привели к созданию двусмысленной системы, в рамках которой президент и Парламент воюют за право определять стратегию. Без четких конституционных полномочий, позволяющих формировать внешнюю политику Украины, Януковичу придется строить мост одной левой.
Открыто или закрыто?
США ослабили прежде неудержимую поддержку Украины, в частности, с целью обеспечить российское сотрудничество по таким вопросам, как ядерная программа Ирана и глобальное нераспространение ядерного оружия. Тем не менее, администрация Обамы дала понять, что не признает притязания на сферу влияния со стороны любой страны и подтвердила открытость НАТО для претендентов вроде Украины. Комбинация американо-российской «перезагрузки» и вновь возникшая «усталость от Украины» после многих лет политического застоя в Киеве означает, что Януковичу придется проводить реформы быстро, чтобы в Вашингтоне к нему отнеслись серьезно.
Хотя Янукович вряд ли приведет Украину в НАТО, учитывая, что менее трети населения страны поддерживает членство в трансатлантическом альянсе, более тесные связи с ЕС имеют на Украине поддержку всего общества. Многие украинцы рассматривают членство в ЕС как важный шаг в сторону большего экономического процветания и политический силы. Однако Евросоюз испытывает серьезные сомнения по поводу принятия этой большой и сравнительно бедной страны. Избегая открытого признания европейских устремлений Украины и отказываясь разобраться с заглохнувшим процессом переговоров по поводу запретительного визового режима, ЕС показал, что для Украины «дверь не открыта, но и не закрыта». Януковичу следует продвигать экономические и демократические реформы, но неясно, сможет ли украинский прогресс убедить Брюссель поменять свое мнение.
Российский вопрос
Немедленно вслед за своей победой Янукович пообещал восстановить тесные связи с Россией. Хотя Россия и отреагировала на его прелюдии благосклонно, новому президенту Украины придется потрудиться, чтобы избежать конфликта с Москвой по поводу Крыма, Черноморского флота и энергетики. Хотя Крым и не является больше очагом напряжения как раньше, его значительное русскоязычное население и база Черноморского флота России означают, что этот регион остается в центре внимания. Так как вывод Черноморского флота назначен на 2017 год, существует обеспокоенность по поводу готовности и способности России соблюсти этот график. Янукович намекнул, что он может позволить России оставить свой флот в Севастополе и после 2017 года, но подобный шаг будет антиконституционным.
Энергетика – это еще один повод для беспокойства. Про Украину говорят, что ее экономика – самая энергоемкая в мире. Полнейшая зависимость от России в том, что касается внутренних энергопотребностей, вкупе со значительными доходами, получаемыми Украиной от транзита российского газа в Западную Европу отлично демонстрируют тревожную энергетическую зависимость Украины от своего восточного соседа. Со своей стороны Янукович попытался возродить схему получения дешевого российского газа в обмен на получение Россией доли в газотранспортной системе Украины. Хотя этот шаг, несомненно, вызовет гнев его политических оппонентов, Янукович хочет предотвратить негативное воздействие новых трубопроводов, которые пройдут мимо Украины, чтобы удовлетворить энергетическую жажду Европы.
Заключение
По мере того, как энтузиазм по поводу ее демократических успехов сходит на нет, проблемы, стоящие перед внешней политикой Украины, вырастают до угрожающих размеров. «Перезагрузка» Обамы и нерешительность ЕС обескураживают западные устремления Киева. Более того, Россия, наверняка, продолжит использовать энергетическое влияние против Украины, чтобы получить нужные ей уступки. В добавок ко всему, президент Янукович стоит во главе крайне раздробленной страны, разочарованной несдержанными обещаниями Оранжевой революции. Внешнеполитическая стратегия Украины способна как произвести сильное впечатление, так и разочаровать – и без сомнения заслуживает тщательного наблюдения в течение следующего года. Для Виктора Януковича строительство моста через Азовское море может оказаться проще, чем успешное позиционирование Украины между Востоком и Западом.