Политологи считают, что на фоне сложных переговоров между Россией и Украиной по газу и Таможенному союзу Москва показывает Киеву, что в случае провала переговоров стабильность на Украине может быть поставлена под вопрос.
В Феодосии чрезвычайная обстановка: город патрулируют сотни милиционеров, которые останавливают людей, похожих на казаков, и проверяют документы. Всех подозрительных увозят в районные и городское отделения милиции.
В субботу здесь сошлись в кровавой битве 500 спецназовцев и 300 крымских казаков. 1 июля казаки попытались восстановить поклонный крест в честь воинов Великой Отечественной войны на въезде в город, поваленный стражами порядка из-за протеста крымских татар (на полуострове сейчас неохотно дают разрешения на то, чтобы устанавливать христианскую символику, и установку этого креста запретил суд. — прим. авт.).
«В 12 часов дня 1 июля в Феодосии собрался общекрымский казачий круг, на нем мы решили вернуть на место крест, снесенный рано утром вопреки закону. Было решение Хозяйственного суда АРК, по нему следовало убрать крест, но мы подали апелляцию и решили восстановить его», — рассказал «Сегодня» председатель Совета атаманов Крыма Сергей Юрченко. По версии ЦОС ГУ МВД в Крыму, на требования милиции прекратить противоправные действия участники акции не отреагировали и попробовали преодолеть милицейскую цепь с применением силы, в результате чего возникло столкновение. Милиция пустила в ход кулаки, ноги, дубинки и газовые баллончики, наготове держались помповые ружья. В драке пострадали 20 казаков. Задержаны 15 человек, из них семеро до сих пор сидят в «обезьянниках».
По словам Юрченко, он не знает, кто спровоцировал побоище: «Главное, власть не хотела переговоров». «При чем здесь власть? Собралась группа казаков и вопреки не только позиции власти, но и отрицательной позиции Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря самовольно установила крест на обочине автотрассы, — говорит первый зампредседателя Меджлиса Крыма Рефат Чубарова. — Потом они отказались выполнить решение суда, посчитавшего неправомерным установление религиозного символа. Что оставалось делать власти?».
Премьер Крыма Василий Джарты уже заявил, что будет жестко пресекать любые попытки поставить под угрозу межнациональное согласие в автономии: «Самочинные и агрессивные попытки незаконно устанавливать поклонные кресты — это политика, закамуфлированная в религию».
Эхо российско-украинских проблем
Инцидент вокруг феодосийского креста ставит немало вопросов. Основной: почему крымская власть фактически поддержала Меджлис в его противоборстве? Впрочем, по мнению политологов, ответ на него состоит из двух частей. В одной из них все эксперты солидарны: речь не идет о крене в сторону Меджлиса.
«Политическая линия нынешней крымской власти — наступление на радикалов любой окраски и поддержка умеренных движений», — считает Михаил Погребинский.
«Формально, Джарты держит нейтралитет, — говорит Владимир Фесенко. — Он против самовольных захватов. Недавно крымская власть жестко противостояла самозахватам татар, теперь так же реагирует на самозахват казаков. Конечно, лучше было бы обойтись без насилия, но такой уж стиль Джарты — жесткий, но результативный».
Впрочем, ряд политологов видит и геополитическую подоплеку — на фоне сложных переговоров между Россией и Украиной по газу и Таможенному союзу Москва показывает Киеву, что в случае провала переговоров стабильность в Украине может быть поставлена под вопрос.
«Поставив на Крым двух жестких управленцев — Джарты в Симферополь и Яцубу в Севастополь, — Янукович дал понять, что будет в зародыше пресекать любой сепаратизм, — уверен Вадим Карасев. — Центральная власть делает все, чтобы Крым был украинским — не этнолингвистически, а административно-политически. Украинский Крым делает более сильной позицию Киева на переговорах с Москвой по Керченскому проливу или Черноморскому флоту. Кремль, понятно, обеспокоен этими процессами и пытается их повернуть вспять — отсюда и активизация казаков, и недавнее возвращение в Симферополь такой забытой фигуры как экс-президент автономии Юрий Мешков (он вернулся в Крым после 16 лет отсутствия в эту субботу — прим. авт.). Думаю, эскалация напряженности в Крыму будет продолжаться российской стороной, которой перед президентскими выборами нужны объекты для проявления внешнеполитического национализма. Нашей власти это не нужно, но уступать она не собирается».
Но Погребинский не согласен: «Кремлю незачем давить таким образом — Путину достаточно личной встречи с Януковичем для решения любого вопроса. К тому же такие радикальные организации не имеют госфинансирования, их финансируют частные лица, в том числе из России. Что касается возвращения Мешкова, то это фигура из прошлого, которая не имеет никакого влияния в Крыму».