В среду Украина совершила серьезный шаг в сторону уменьшения энергетической зависимости от России, формально пригласив потенциальных инвесторов к разработке предложения по строительству первого в стране терминала СПГ.
Расположенная на берегу Черного моря станция сможет стать перевалочным пунктом для газа черноморского региона. Но, как и со многими проектами на Украине, путь от заявлений о проекте до его осуществления может оказаться долгим и непростым.
Владислав Каськив, председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, заявил, что инвестор будет выбран к концу 2011 года. По его оценкам, строительство терминала обойдется в полтора миллиарда долларов.
Известный олигарх Дмитрий Фирташ выразил интерес в строительстве первого СПГ-терминала в Украине. Он ведет в гонке на приватизацию Одесского припортового завода, поглощающего газ химического предприятия, расположенного рядом с запланированной площадкой под терминал.
Но процесс приватизации одесского химического завода идет с опозданием в связи с политическими спорами. Если процесс опять будет отложен, то план по строительству СПГ-терминала также может раствориться в песках Черного моря.
Так или иначе, нет сомнений в том, что Киев по-настоящему настроен осуществить давние планы по диверсификации энергетических источников, даже если для этого потребуется отказаться от старых и неформальных барьеров, что долгое время не пускали международные компании на внутренний рынок.
Украина решила, что ей необходим западный капитал и технологии для развития возможных месторождений сланцевого газа. Компании Royal Dutch Shell, Chevron, ExxonMobil и TNK-BP - среди тех, кто присматривался к лицензиям по разработке и добыче.
В конце июня Вадим Чупрун, заместить министра энергетики, заявил, что компании ExxonMobil, Halliburton, ConocoPhillips, Shell и другие компании «ответили на наши предложения».
В июне парламент принял закон о соглашениях о разделе продукции, которые были названы потенциальными инвесторами в качестве предварительного условия.
«Согласно исследованиям Геологической службы США, мы располагаем примерно двумя триллионами кубических метров сланцевого газа. Цифра примерна, и будет расти», - заявил Чупрун.
Запасы предположительно располагаются в двух местах: одно недалеко от украинской границы с Польшей, другое на востоке.
Месторождения вместе с оффшорными перспективам на Черном море могут значительно разнообразить украинские поставки, сократив экспорт российского Газпрома. Импортируя примерно 40-50 миллиардов кубических метров газа за последние несколько лет, Украина является крупнейшим покупателем российского газового гиганта.
Россия покрывает большую часть потребностей Украины, но правительство ищет новых поставщиков с тех пор, как Россия в четыре раза увеличила цену по сравнению с 2004 годом.
Говоря о проекте СПГ-терминала и потенциальной добыче сланцевого газа, Каськив заявил: «Эти проекты могут помочь и Европе диверсифицировать их поставщиков энергоносителей и получать более конкурентные цены».
Крупнейшие мировые компании давно уже ищут интересные возможности на Украине, но местные чиновники не позволяли им выйти на рынок, держа контроль над внутренним энергетическим сектором через олигархов и российские группы.
Но Хорхе Зукоски, президент Американской торговой палаты в Украине заявил, что Украина выражает «четкое желание открыть свой энергетический сектор уважаемым международным компаниям».
«Мы говорим о многомиллиардных инвестициях», - считает Зукоски. В конце июня компания ТНК-ВР заявила, что планировала инвестировать 1,8 миллиарда долларов в разработку сланцевых месторождений в Украине. «Надеемся увидеть тендер на разработку к концу 2011 года», - заявил Зукоски.
Помимо явных коммерческих плюсов энергетической диверсификации, Украина может увеличить социальные расходы и расширить свои политические связи, работая с американскими и европейскими компаниями.
Но для этого эти схемы должны дозреть. А чтобы это произошло, Киеву придется продемонстрировать устойчивую энергетическую политику и применить ее - с чем ранее возникали серьезные проблемы.