Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Руки прочь от газа

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСтроительство завода по сжижению газа
Строительство завода по сжижению газа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина обхаживает Брюссель, чтобы не оказаться в тисках Москвы. Партия разыгрывается уже больше года, с тех пор как весной 2010 года премьер–министр России Владимир Путин предложил объединить российский колосс Газпром с украинским монополистом Нафтогазом, находящимся в шатком положении.

Из Киева

Украина обхаживает Брюссель, чтобы не оказаться в тисках Москвы. Партия разыгрывается уже больше года, с тех пор как весной 2010 года премьер–министр России Владимир Путин предложил объединить российский колосс Газпром с украинским монополистом Нафтогазом, находящимся в шатком положении.

Договор в Харькове

В конце апреля президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович  своими подписями скрепили Харьковский договор о продолжении присутствия российского флота в Севастополе в обмен на скидку в цене на газ для Украины на будущее десятилетие. Этот договор обеспечивал России преимущественное положение на постсоветской шахматной доске, а Киев окончательно попадал в российскую орбиту. Это было настолько очевидно, что Янукович, который тогда всего несколько месяцев занимал кресло главы государства, был обвинен в слишком тесном сближении с российскими друзьями и в сообщничестве с промосковским лобби, благодаря поддержке которого он победил на выборах.

Украинское сопротивление

Но события развивались не совсем так, как ожидали Путин и Газпром. Украинское сопротивление вместе с европеистскими заявлениями самого Януковича и премьер–министра Николая Азарова создали впечатление, что властная элита находится во власти воли “старшей сестры”.

Действительно, Россия хотела бы вести себя с Украиной, как с Белоруссией, которой Газпром выворачивает руки, чтобы добиться полного контроля над Белтрансгазом и системой газопроводов, пересекающих страну, но пока ей не удалось достигнуть своих целей.
По сравнению с Минском за украинским столом сидят не два игрока, так как в игру вовлечен Европейский союз, к которому Янукович взывает постоянно, стараясь усидеть на двух стульях.

Янукович между двух огней: Брюсселем и Москвой


В то время как Газпром хотел бы поживиться за счет Нафтогаза и системы украинских газопроводов, Киев не хочет терять стратегическую роль страны по транспортировке газа, которая ставится под вопрос в результате строительства “Северного Потока” и проектов создания газопроводов “Южный Поток” и “Набукко”, которые обойдут Украину с севера и с юга, перенося голубое золото из России и Азии непосредственно в Европу.

Осужденные на изоляцию

Чтобы избежать этой опасности, Янукович делает ставку на сотрудничество с Брюсселем и Москвой, рассчитывая на их помощь в модернизации трубопроводов, что сделает переброску газа через Украину эффективной и неотменимой. К несчастью для него, Кремль думает только о коммерческой выгоде, а в Брюсселе, где друзья его главного врага Юлии Тимошенко заботятся больше о процессуальных проблемах, чем о газе, энергетическая стратегия оказывается той же самой: “Набукко”, спонсором которого выступает Мануэль Баррозу, и который поддерживается филоамериканцами, изолирует Украину точно так же, как и “Южный Поток”, продвигаемый осью Газпром–Eni. По сути Киеву не на кого рассчитывать.

Выдвигается план В

Украинцы отчаянно ищут выход, импортируя газ из Турции и   Азербайджана, буря дно Черного моря, открывая двери другим иностранным компаниям от ExxonMobil и Chevron до итальянской Eni, которые делают ставку на нетрадиционную добычу газа. Эксперты говорят, что украинские резервы, если их умело использовать, могут обеспечитъ энергетическую независимость страны на ближайшие 20 лет. Жаль, что до сего момента об этом никто не подумал из–за того, что существующее положение устраивало тех, кто обогащался за счет энергетического бизнеса как в общественном, так и в частном секторе.

Интересы на кону

В девяностые годы было время газовой принцессы Тимошенко, а затем Дмитрия Фирташа, который был посредником и с помощью РосУкрэнерго вел дела между Газпромом и Нафтогазом вплоть до 2009 года. Эти два персонажа никогда не испытывали друг к другу ни малейшей симпатии: бывшая героиня оранжевой революции сейчас находится под следствием именно по газовому вопросу (ее обвиняют в превышении власти за соглашения, заключенные с Путиным в 2009 году), Фирташ – это один из олигархов, наиболее близких к президенту. Энергетическая судьба Украины была и находится в руках этих персонажей, которые каждый раз объединяются, когда речь идет о собственных интересах, забывая об интересах страны.

Киев между двух огней

Вот почему перспективы у Киева довольно серенькие: Янукович чувствует, что Путин дышит ему в спину, обещая всякий раз новые скидки и преимущества в случае присоединения к евроазиатскому таможенному союзу после уступки газовых сетей и создания совместного предприятия Газпром–Нафтогаз. Брюссель, с одной стороны, предлагает создать общее экономическое пространство, а с другой, отстраняет Украину, продвигая проект газопровода “Набукко”. Янукович подтвердил в конце прошлой недели, что он против слияния двух газовых гигантов. Однако переговоры между Киевом и Москвой продолжаются.