Встреча президентов Украины и России, начавшаяся вчера в Сочи, может стать переломной в украинско-российских отношениях. Но до сегодня еще не ясно, каким будет ее вектор. Соответствующую озабоченность высказали российские ученые-экономисты, обратившись с письмом к премьер-министру РФ Владимиру Путину и призвав российские власти отказаться от жесткого «газового» давления на Украину. По их мнению, путь к сотрудничеству лежит через осуществление крупных совместных проектов двух стран.
Интересно, что первая реакция на это письмо прозвучала не из Москвы, а из Киева, где в среду проходил российско-украинский экономический форум.
«Я в целом разделяю обеспокоенность выдающихся (российских – прим. авт.) ученых-экономистов, - сказал, выступая на этом форуме, премьер-министр Украины Николай Азаров, - и хочу заявить, что экономические отношения между Украиной и Россией... фактор намного больший и глубокий, чем экономическая конъюнктура». Как и российские ученые, он констатировал, что задекларированные масштабные проекты кооперации и интеграции двух стран в авиастроении, машиностроении, транспортной инфраструктуре, высоких технологиях до сих пор не вышли за рамки обсуждения. Премьер также отметил, что, несмотря на ожидаемый рост товарооборота между Украиной и Россией в этом году до 50 миллиардов долларов, из-за невиданного роста цены газа баланс складывается негативным для Киева.
При этом Азаров четко изложил украинский подход к главному раздражителю украинско-российских отношений - газовой теме. «Рано или поздно неравноправный договор подрывает основу долгосрочного сотрудничества, - сказал премьер на форуме. - Каким бы он ни был выгодным на определенном этапе одной из сторон, наличие такого неравноправного договора рано или поздно подорвет и очень серьезно подорвет основы долгосрочного сотрудничества». Украинский премьер подчеркнул, что «даже с учетом той скидки, которая была обусловлена харьковскими соглашениями, цена сейчас не является рыночной. Мы сейчас имеем цену на российский газ, который получаем, выше, чем та цена, по которой получают газ некоторые европейские страны».
Как бы предваряя переговоры в Сочи и, видимо, обращаясь к своему коллеге Путину, Азаров зафиксировал для украинской и международной общественности позицию Украины: «Мы говорим только об одном - нам надо пересмотреть этот контракт и сделать его таким, который бы отвечал интересам и России, и Украины, и строился бы исключительно на рыночных принципах. Поэтому нам не нужны ни скидки, и ни преференции. Мы хотим только одного - чтобы была справедливость в наших взаимоотношениях».
Тем временем президент Украины Виктор Янукович, прибыв в Сочи, высказал надежду, что в ходе переговоров с Медведевым будет найден компромисс по вопросу цены на российский газ для Украины. Отвечая на вопрос украинских журналистов, будет ли Украина стремиться к компромиссу или намерена решать «газовый» вопрос в судебном порядке, если суд признает виновной экс-премьера Юлию Тимошенко в подписании «газовых контрактов», Янукович сказал: «Конечно, мы в обязательном порядке будем обсуждать этот вопрос. Я считаю, что в наших интересах - и Украины, и России - найти компромиссное решение, и мы будем к этому стремиться». «Я думаю, сегодня найдем ответы и примем соответствующие решения», - показал себя убежденным оптимистом президент Украины.
А вот Медведев подошел к делу с другого конца. «Поговорим, конечно, о развитии интеграционных процессов, которые идут с участием Российской Федерации, и о возможном присоединении к этим процессам Украины, если Украина посчитает это для себя целесообразным, - сказал он и лишь затем перешел к тому, что остро интересует Украину. - Поговорим, конечно, о газовом сотрудничестве, которое традиционно является сложным, но от которого никуда не уйти».
Впрочем, накануне этих переговоров были сделаны явные попытки их торпедировать. Именно так следует расценить информацию Интерфакса (со ссылкой на сообщение неназванного источника то ли в Москве, то ли в Киеве) о том, что российская сторона предложила Киеву включить вопрос ареста экс-премьера Украины Юлии Тимошенко в повестку дня переговоров в Сочи. «Совершенно очевидно, что Россия пошла ва-банк в отстаивании газовых соглашений и судьбы своего важного политического союзника», - подчеркнул источник. Запустить такую «утку» могли бы как сторонники Тимошенко, так и приверженцы Путина, для которого осуждение Тимошенко в Украине равнозначно обнародованию коррупционных приемов его работы. Последнее предположение подтверждается и известным беспрецедентным заявлением российского МИДа: «Исходим из того, что судебное разбирательство в отношении Ю.Тимошенко должно быть справедливым и беспристрастным, отвечать всем требованиям украинского законодательства при обеспечении возможностей защиты и соблюдении элементарных гуманитарных норм и правил». И при этом российские дипломаты не забыли напомнить, что «все «газовые» соглашения 2009 года заключались в строгом соответствии с национальным законодательством двух государств и международным правом, и на их подписание были получены необходимые указания президентов России и Украины».
Украинский политолог Владимир Фесенко объяснил этот демарш так: «Россия защищает не Тимошенко. Россия защищает соглашение 2009 года. Не прямо, так намеком, мол, вы можете преследовать ее по другим делам, но это (газовые соглашения – прим. авт.) не трогайте». Насколько велика возможность того, что потенциальный кандидат в президенты России Медведев использует фактор Украины и, в частности, суд над Тимошенко в подковерной борьбе против своего соперника?
Отвечая на этот вопрос, независимый энергетический эксперт Александр Нарбут сказал «Дню»: «Такой соблазн, безусловно, присутствует. Для этого Медведеву нужно найти контакт с президентом Украины, потому что только с его помощью можно получить серьезные аргументы и факты. Но я не вижу особой возможности для получения соответствующих компрометирующих материалов, чтобы показать России соглашение 2009 года с негативной стороны. Его результаты для России более чем впечатляющи. Контракты чрезвычайно выгодны для РФ и продолжают действовать, а украинская власть не находит в себе политического мужества уйти от этой конфигурации. И в результате Россия, ее газовый монополист даже на падающем рынке получают высокие доходы. Так что у Путина, несмотря ни на что, позиция очень сильная. Отсюда и не слишком высокие шансы нынешних переговоров в газовой сфере. Успех может выражаться только в том, что по итогам этих переговоров у президента Украины возникнет новое реалистическое понимание непростой украинско-российской ситуации. Россия ставит условием решения газовых проблем вступление Украины в Таможенный союз. А украинская сторона могла бы вынести на обсуждение свои вопросы, способные пощекотать нервы партнерам. Это, например, отказ от ратификации соглашения по долгам и активам бывшего СССР. Я думаю, что это могло бы создать новую конфигурацию на переговорах, поскольку на долю нашей страны приходится больше 16%. А по Черноморскому флоту можно говорить о существенном сокращении после 2017 года территории его базирования и уменьшении передающихся ему объектов. Плюс тема экологического ущерба... То есть у Украины есть аргументы. Вопрос в том, захочет ли наше руководство их использовать, поскольку это сделает отношения с Россией еще более сложными...»