Киев, Украина – В последние месяцы люди, навещавшие Юлию Тимошенко в следственном изоляторе №13, вкладывали тайком между страниц принесенных ей документов еще кое-что для чтения. То были написанные от руки записки, известные на тюремном сленге под названием «малява». Такими малявами обменивались целые поколения советских заключенных, скатывая записки в шарики размером с горошину или в узкие трубочки, а затем выстреливая их через трубку.
Но Тимошенко получала не обычные малявы, а записки, написанные по просьбе европейских политиков – среди которых были два президента, два премьер-министра и три министра иностранных дел. Об этом говорит бывший заместитель премьер-министра и советник Тимошенко Григорий Немыря. По словам дочери Тимошенко Евгении Карр, она читала эти записки, а затем отдавала их назад, чтобы тюремная охрана не нашла их во время обысков, проводимых в камере два раза в день.
«Они пишут что-то вроде «Держитесь, мы с вами, мы не оставим вас в беде», - сказала Карр в среду, на следующий день после того, как бывшего премьер-министра Украины Тимошенко приговорили к семи годам лишения свободы. – Это лучше, чем заявления в газетах и в новостях, потому что это личные обещания ей, что она не одинока».
В ближайшие дни станет предельно ясно, насколько помогли Тимошенко ее друзья на Западе.
Вынесенный во вторник приговор по делу, которое многие считают политически мотивированным, был встречен с таким мощным осуждением во всем мире, что это может пустить ко дну договор Украины с Евросоюзом о свободной торговле и ассоциации, находящийся на завершающей стадии проработки.
В среду советник эстонского президента Тоомаса Хендрика Ильвеса заявил агентству «Интерфакс», что президент отменил встречу с находящимся с визитом в эстонской столице министром иностранных дел Украины «в связи с изменением президентского графика». Позднее он назвал «огромной потерей для всей Европы» отход Украины от демократической практики.
Перспектива международной изоляции поставила украинского президента Виктора Януковича в исключительно трудное положение. В связи с западным давлением появился своего рода крайний срок – 20 октября. В этот день Янукович должен принять участие в давно уже запланированной встрече в Брюсселе, и некоторые представители Евросоюза заявляют, что могут отказаться принимать его.
Представитель украинского Министерства иностранных дел в среду довольно уклончиво прокомментировал перспективы с крайним сроком, заявив, что официально его никто не объявлял. «Поэтому как мы можем говорить о его отмене?» - спросил он.
Маленькая лазейка появится за два дня до этого, 18 октября, когда украинский парламент соберется для обсуждения проекта закона, который может исключить из числа уголовно наказуемых то преступление, в совершении которого обвинили Тимошенко. Депутат от оппозиции Арсений Яценюк сказал в среду, что президент может в тот же день утвердить данный законопроект, и он в таком случае станет законом. «Тогда власти в этой ситуации понесут минимальные потери», - заявил он.
В среду Карр выразила надежду, что ее мать очень скоро освободят.
«Все сигналы указывают на то, что до 20-го что-то должно произойти, - сказала Карр. – Результат суда это уже большая ошибка, своего рода серьезная техническая ошибка. Это просто пример личной мести».
Один работающий в Киеве западный дипломат сказал в среду, что настоящая проверка намерений Януковича состоится в ближайшие дни. Западные посланники считают декриминализацию дела Тимошенко вполне приемлемым исходом, если будет освобождена не только она, но и некоторые другие арестованные политики, которые в таком случае смогут участвовать в предстоящих выборах.
«Европа хочет, чтобы людей не преследовали в судебном порядке за их политические позиции, и чтобы они могли участвовать в политическом процессе, - сказал этот дипломат, потребовав соблюдения анонимности, чтобы не нарушать протокол. – Если конечный результат будет таким, мне здесь ничто не покажется странным. Можно утверждать, что он продемонстрирует способность ЕС и США как-то влиять на украинские события».
Возможно, пока преждевременно говорить о том, что дело это разрешится в ближайшие дни. Однако, если проект закона, который будет представлен на следующей неделе, окажется расплывчатым и половинчатым, или если парламентские дебаты будут отложены, европейским странам, видимо, придется в спешном порядке решать, насколько сурово они должны обойтись с Януковичем.
Специалист по внешней политике и профессор Киевского национального университета Григорий Перепелица считает, что Янукович «был слегка шокирован» реакцией Запада. По его словам, украинские руководители следили за «перезагрузкой» отношений России и Соединенных Штатов, в процессе которой американское руководство предпринимало стратегические проекты совместно с Москвой, несмотря на жалобы по поводу отсутствия демократии в России, и думали, что точно так же все будет и с Украиной.
Между тем, президентская обеспокоенность по поводу политической угрозы со стороны Тимошенко никуда не делась, поскольку на Украине электорат расколот на русскоязычный восток и говорящий по-украински запад. Тимошенко, чья избирательная база находится на западе, проиграла в прошлом году президентские выборы, получив немного меньше голосов, чем Янукович. С тех пор она высмеивает президента, называя его трусом и глупой пешкой в руках украинских олигархов.
«У него очень серьезная проблема, - сказал Перепелица. – Он может пойти в сторону Запада ради реализации своей политики европейской интеграции, или попытаться сохранить свою монополию на власть в стране».
А дочь Тимошенко безо всяких колебаний выразила уверенность в том, что когда-нибудь ее мать станет президентом Украины. За несколько месяцев пребывания в тюрьме, сказала она, Тимошенко удалось уговорить сокамерниц заняться вместе с ней физическими упражнениями, а одну женщину убедить бросить курить, рассказала Карр.
По ее словам, даже в камере СИЗО Тимошенко старается читать Библию, хотя ей трудно сосредоточить внимание на чем-то ином, кроме политики. Карр заявила, что суд в конечном итоге пойдет на пользу карьере матери, так как он даст возможность избирателям «увидеть ее настоящую, без всей этой грязи, обвинений и пустых заявлений».