Не часто Украина непосредственно оказывается в центре внимания мировых медиа. Все эти редкие случаи можно легко перечислить в довольно скромном ряду: катастрофа на Чернобыльской АЭС, провозглашение независимости Украины, убийство журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 году, Оранжевая революция 2004 года, суд над недавним премьер-министром Юлией Тимошенко и объявление ей абсурдного обвинительного приговора.
Все, кроме первого события, произошли в уже независимом украинском государстве, а поэтому отвечать за это должны мы - украинцы. Поставив эти события в один ряд, можно увидеть определенную тенденцию. Она связана с различными попытками молодой Украины вырваться из российской орбиты, стать по-настоящему независимым государством. Когда в 1991 году разваливался Советский Союз, центральные силы выглядели растерянными и дезориентированными. Тогдашняя властная элита старалась изо всех сил сориентироваться, чтобы запрыгнуть в соответствующий поезд, который бы успешно и без потерь доставил ее в счастливое будущее. Большинство запрыгнули, а в случае УССР акция увенчалась успехом почти для всей советской партноменклатуры. Тогда все думали исключительно над тем, как выжить и почти никто не представлял, что нужно реформировать экономику, социальную сферу и провести серьезную государственно-политическую реформу. Тогда мир довольно скептически смотрел в сторону Украины, дескать, удержится независимой - тогда и поговорим.
Украина постсоветская
А тем временем постсоветская Украина выживала, как могла и даже не думала ни о каких реформах, изредка оглядываясь в сторону России и передирая у соседки один за другим приватизационные законы. Период первоначального накопления капитала происходил идентично в двух еще до недавнего времени советских республиках. Ваучерная приватизация, бартерные схемы расчетов, многомесячные задолженности выплаты зарплат и пенсий, молниеносно превращали одних на крайне обнищавшую массу, а других в сказочно богатых людей. Наиболее успешными скоробогачами тогда становились те, кто был причастным к распределению бюджетных средств, умел воспользоваться ваучерной приватизацией или занимался транзитом и снабжением энергоносителей. Наверное, наиболее трудными и унылыми для граждан Украины были времена с 1992 по 1995 год. Скрытая безработица, тотальное безденежье, которое умножалось на «веерные» отключения света по всей стране. В энергетической области господствовали полнейший хаос и разбой.
Кардинально изменилась ситуация, когда в 1999 году топливно-энергетическое ведомство в правительстве В.Ющенко возглавила недавний президент «Единых Энергетических Систем Украины» Юлия Тимошенко. Возглавляя ЕЭСУ на протяжении 1995-1997 гг., Юлия Владимировна была чрезвычайно хорошо осведомлена в криминальных схемах на энергетическом рынке Украины. Поэтому, став вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу, она начала настоящий крестовый поход за декриминализацию области. В результате запрета бартера, и препятствования выводу посредниками средств в оффшорные зоны, уничтожения так называемых троллинговых схем, Тимошенко добилась наполнения государственного бюджета. А это в свою очередь дало возможность выплатить задолженности по зарплатам и пенсиям гражданам Украины, которые месяцами их не получали. Благодаря политике декриминализации ТЭК правительство получило дополнительных 9 миллиардов гривен, которые сразу выделили на погашение задолженности. Эмоциональный подъем, который воцарился среди населения не мог компенсировать правительству В.Ющенко ненависти и грубого противодействия со стороны тех, кому урезали исполинские сверхприбыли. Началась жесткая борьба за власть в энергетической сфере.
Потери и достижения
Сначала наиболее существенные потери постигли владельцев украинских облэнерго. Тимошенко фактически разрушила их налаженные схемы вывода денег в оффшорные зоны. Здесь остается открытым только один вопрос, почему Л.Кучма воспользовался тогда менеджерскими услугами В.Ющенко и особенно Ю.Тимошенко? Он им никогда не доверял, да и сам часто «грешил», пополняя полулегальным способом через посредников свои банковские счета. Одной из версий такого шага президента Л.Кучмы может быть ситуация коллапса в экономике, особенно в энергетической сфере, с которой он, будучи тесно связанный с различными кланами и группировками, лично не мог справиться. Нужно было найти человека, который бы хорошо разбирался в этих схемах и был бы готов предпринять наиболее радикальные шаги. Кучма, возможно, надеялся навести порядок чужими руками и потом деликатно отказаться от услуг этих кризисных менеджеров. Но не так произошло, как мечталось. У обоих менеджеров сыграли личные политические амбиции, а ощутив поддержку населения Украины оба принялись наращивать собственный политический капитал.
Бурная деятельность вице-премьера по вопросам ТЭК не пришлась по вкусу не только новоиспеченным украинским олигархам, но и российским, поскольку она старалась вывести из тени систему поставок российского газа в Украину и особенно в Европу. Газовые контракты России и системы расчетов за проданный газ всегда были тайной за семью печатями. Посыпались обвинения в попытках Юлии Тимошенко переделать и монополизировать энергетический рынок Украины. Попытки определить и вывести на свет всех возможных посредников и разработать прозрачную схему закупок и транзита энергоносителей из России трактовались публично, как попытка установить Юлией Тимошенко личную монополию на этом рынке. Распространению таких подозрений содействовало также само поведение Юлии Владимировны, которая упрямо молчала о своих доходах, и позиционировалась как довольно бедный человек. Но ее одежда и поведение явным образом контрастировали со всем, что декларировалось. Неискренность в заигрываниях со своим народом делали очень ситуативным успех Ю.Тимошенко. В такой ситуации не стоило надеяться на стабильную политическую поддержку электората. Кратковременное пребывание Ю.Тимошенко при власти не дает нам оснований говорить о том, как далеко шли ее планы не только относительно разрушения криминальных схем, но и полнейшего реформирования отрасли.
Характерным признаком того времени было также то, что российское политическое руководство еще не рассматривало газ как один из наиболее эффективных факторов ведения внешней политики. Для российских властных кругов важным было лишь одно - аккумулирование наибольшего количества денег на своих западных банковских счетах. Поэтому тогда Россия не очень заботилась о возможностях давления на Украину при помощи газоснабжения, тем более, что имела у себя кровавую войну в Чечне. Разве что эксцентричный тогдашний президент России Ельцин мог иногда заявить о желании закрутить кран на трубе газопровода в Украину. Поэтому антикриминальная революция Юлии Тимошенко могла привести к нарушению «гармонии» в российско-украинских отношениях в газовой сфере. Это не на шутку обеспокоило российских экспортеров газа. Именно тогда появляются и в России, и в Украине первые уголовные дела против Тимошенко и ее семьи. Но наиболее знаковыми событиями стали приход в высокую российскую политику В.Путина, а со временем и добровольное «отречение» от поста президента России Бориса Ельцина. С отходом от дел Ельцина и появлением В.Путина коренным образом изменилась система украинско-российских отношений в энергетической сфере. Началась эпоха «газовой» внешней политики России.
Курс на Европу?
Немного экономически оперившись, Украина в лице Кучмы начала все больше заявлять об отходе от многовекторности, участились заявления украинских лидеров о европейском выборе их страны. Тем не менее, произошла абсолютно неожиданная вещь, 16 сентября 2000 года исчез известный украинский журналист Георгий Гонгадзе. История с исчезновением и путаные объяснения представителей власти ничего доброго не обещали. Леонид Кучма отличался на посту президента Украины жестким и авторитарным стилем руководства, из-за чего его политика получила название - «кучмизм». Вдруг появился майор государственной службы охраны Николай Мельниченко и предложил записи тайных разговоров в президентском кабинете. Из записанного становилось ясно, что президент Украины Л.Кучма, руководитель его администрации В.Литвин и министр внутренних дел Ю.Кравченко обсуждали план устранения неугодного журналиста. Ситуация была крайне непонятной, поскольку сам майор часто путался в своих признаниях, не мог точно назвать, с помощью какой системы осуществлял постоянную запись разговоров. Но история с грубым обезглавливанием журналиста облетела весь мир. Вопреки бурной реакции мира и протестам внутри страны, Л.Кучме удалось удержаться на должности, но он стал парией на международной арене. Вместе с ним эту судьбу разделило и государство. С этого времени, Украина не была слишком желнным гостем на международных форумах, а о возможной ее интеграции в ЕС пришлось надолго забыть. Отлученному Кучме ничего другого не оставалось, как снова развернуться в сторону России.
Новый шанс
Следующий еврошанс выпал для Украины во время событий 2004 года, которые получили название Оранжевой революции. Россия делала откровенную ставку на представителя донецкой олигархии - Виктора Януковича, стараясь этим удержать Украину в своей орбите. Но мирные протесты против избирательных злоупотреблений заставили власть пойти на беспрецедентный третий тур президентских выборах. Во время этой карнавальной революции западный мир проявил полнейшую солидарность с проевропейскими участниками революции. Умная и взвешенная позиция лидеров революции, а именно Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко, позволили разрешить крайне напряженную ситуацию мирным путем. Украина снова получила шанс присоединиться к кругу европейских государств, объединенных в ЕС. Тем не менее, долгая раскачка относительно реформ, а со временем персональный конфликт между обоими лидерами Оранжевой революции привели к полнейшей утере положительного имиджа Украины. Кроме того, президент Виктор Ющенко совсем не желал идти на сближение с Россией, где даже не скрывали отрицательного отношения к нему. Краткосрочная потеря Россией непосредственного влияния на Украину была компенсирована невероятным газовым давлением на нее и новейшими технологиями формирования отрицательного имиджа Украины в Европе.
В конце 2008 года, когда напряжение в конкурентной борьбе между Тимошенко и Ющенко достигло апогея, Россия прибегла к беспрецедентному давлению и на Украину, и на страны Евросоюза. Она прекратила газоснабжение через Украину, а каждый день «без газа» бил по международной репутации Украины. Виктор Ющенко занял позицию наблюдателя и поехал на рождественские каникулы в Карпаты, а правительству пришлось заниматься решением газового конфликта с Россией. Мало того, украинское правительство, по мнению президента Украины, не смело убрать из газовой схемы крупнейшего посредника - Росукрэнерго. Именно вокруг этого посредника развернулись крупнейшие баталии, которые со временем вылились в настоящую войну украинских элит.
Надежда новая и последняя
После победы на президентских выборах минимальным количеством голосов Виктора Януковича, политологи и политики не переставали думать, какой же будет новая политика относительно России и относительно Евросоюза. Малейший шаг на сближение с Россией воспринимался частью украинского населения как отход от Европы и европейских ценностей. А шаги оказались немалыми. Украина согласилась на подписание так называемых харьковских соглашений, по которым, надеясь на скидки в цене на газ, согласилась продлить время аренды для флота РФ в Севастополе аж на 25 лет. Соглашение подписали, а цены на газ не уменьшили. Наоборот, заговорили о возможности приватизации украинской газотранспортной системы Россией и вступлении Украины в «Таможенный союз», а со временем и в «Евразийский союз». Старания пророссийского правительства Януковича завести речь с российскими коллегами о пересмотре цены на голубое топливо, отбрасывались Россией налету. Россияне не шли ни на малейшие компромиссы. Правительство В.Януковича не придумало ничего лучшего, как попробовать играть в самостоятельную игру, поставив перед судом за подписание невыгодных для Украины газовых контрактов Юлию Тимошенко, намекая, что ее визави был российский премьер В.Путин. Члены правительства Януковича всячески начали демонстрировать перед Россией свои евроинтеграционные устремления. Благо, приближалось время обсуждения национальными парламентами возможности подписания соглашения об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе. А европейские политики в свою очередь намекали на хорошие шансы на этот раз для Украины. Наверное, украинские аналитики надеялись, что приговор суда, который бы объявил соглашения, подписанные в Москве, преступными, заставит Россию уступить в газовых переговорах, а благосклонное отношение европейцев - замечательной поддержкой для Украины. Тем не менее, «дело Тимошенко» послужило лакмусовой бумажкой и показало, что здесь также не обошлось и без личной мести своей отчаянной сопернице со стороны В.Януковича, да и не без наказания со стороны олигархов, за измену интересам клана и переход в стан врага, т.е. народа. Результат известен - семь лет заключения для бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко.
Эпилог
При наблюдении за ходом судебного процесса против Ю.Тимошенко, у адекватных людей постоянно возникали вопросы: Почему этот цирк в зале Печерского суда состоялся именно теперь? Какими будут его последствия? Европа с самого начала объявила этот процесс политическим и не легитимным. Не буду вдаваться в тонкости судебной процедуры, хотя даже неспециалисту ясно, что ни о каком соблюдении процессуальных норм и независимости суда речи не идет. Это был скорее дешевый театральный спектакль, срежиссированнный и реализованный отнюдь не судьей Родионом Киреевым. Наверно не было ни одного влиятельного европейского чиновника или политика, который бы не высказался о политическом и заказном характере суда над Тимошенко. Прокурорам и суду так и не удалось доказать личной выгоды для Тимошенко в подписании именно таких газовых контрактов, так на основании чего тогда был вынесен приговор?
Но важнейшим во всей этой истории является то, что после приговора Юлии Тимошенко Украине нечего надеяться на подписание соглашения об ассоциированном членстве в Евросоюзе, которое становилось уже почти реальностью. Ни одно мнение европейских коллег в так называемом деле Тимошенко не было услышано в Украине. Теперь и Кетрин Эштон, и Алан Жюпе, и ряд других европейских политиков в один голос заявляют о выборочном применении закона в Украине, о политической мотивированности судебных приговоров и о давлении на оппозицию. Европейские депутаты один за другим призывают свои парламенты отложить обсуждение об Ассоциации Украины в ЕС. После приговора Печерского суда целый европейский мир оказался перед дилеммой: дистанцироваться от Украины и тем самым вернуть ее в «дружеские» объятия России, или же искать пути хоть как-то влиять на этого коррумпированного и непредсказуемого в своих действиях монстра и того «четвертого», что дышит ему в спину.
Перевод: Антон Ефремов